Что ждет якутскую авиацию?

01.08.2011 
Количество показов: 1904
Каким будет новый аэропорт? Где будут работать авиадиспетчеры? Что ждет малую авиацию Севера? Будут ли снижены цены на авиабилеты?
Ответы на эти и другие вопросы прозвучали на встрече журналистов с руководителями авиапредприятий, работающих в Якутии.

«Мы восстанавливаем аэропорты»

На встречу с журналистами пришли Александр Тарасов, руководитель Департамента воздушного транспорта РС(Я), Евгений Чекмарев, директор филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (РОЭАэронавигация), Игорь Артамонов, первый заместитель генерального директора ОАО «Аэропорт Якутск», Павел Удод, первый заместитель гендиректора ОАО «АК «Якутия», Андрей Корякин, гендиректор АК «Полярные авиалинии». Каждому было о чем рассказать.

Александр Тарасов сообщил о позитивных изменениях в авиационной отрасли в целом. По его словам, по первому полугодию наблюдается много положительных результатов. Это увеличение пассажирооборота, перевозимого груза.

– Наш основной показатель - это перевозка пассажиров. По сравнению с прошлым годом сегодня мы идем с опережением графика на 10%.

Сейчас в Якутии прописаны три авиакомпании: «Якутия», «Мирнинское авиапредприятие», принадлежащее ОАО «АЛРОСА», «Полярные авиалинии», действуют 34 аэропорта. По последнему пункту Александр Тарасов тоже отметил хорошие сдвиги.

– Если раньше мы просто теряли некоторые аэровокзалы, то теперь мы восстанавливаем их, реконструируем.

Единый диспетчерский центр

Евгений Чекмарев, которого Александр Тарасов назвал «воздушным работником ГИБДД», рассказал, что его филиал занимается обслуживанием воздушного движения на территории республики.

– Сейчас мы реализуем две федеральные целевые программы, одна из которых уже почти закончена. Первая программа называется «Федеральная служба разведки и контроля воздушного пространства», она позволила улучшить обслуживание и контроль аэропортов в северных регионах. А также восстановить разрушенные и запущенные аэровокзалы.

Вторая федеральная целевая программа «Модернизация единой системы организации воздушного движения на территории РФ», как сообщил Евгений Чекмарев, позволила поставить оборудование в 19 аэропортах. Это вторичные радиолокаторы, системы посадки, системы радионавигации. На данную программу выложили порядка 2 миллиардов рублей.

Также в ближайшее время начнется строительство укрупненного центра. Эту задачу взяло на себя правительство республики. Уже в августе забьют первые сваи. А планируют сдать центр в 2012 году.

Что это будет?

Новый центр возьмет на себя функции всех диспетчерских Якутии. По словам Евгения Чекмарева, все диспетчерские, которые сейчас существуют, будут упразднены, а все обслуживание будет вестись из единого центра. Таким образом, считает «воздушный работник ГИБДД», мы получим совершенно новую систему обслуживания воздушного движения на территории Якутии. Подразумевается, что более эффективную, ведь активность использования воздушных путей растет, а значит, нужно и более эффективно следить за небом.

Тут есть нюанс. Куда девать всех диспетчеров, которые проживают не в столице? Им предлагается перебраться и работать в Якутске. Для этого есть специальная жилищная программа, по которой работники воздушных путей могут получить субсидии на строительство жилья.

Какие еще предстоят изменения?

– В Якутске мы планируем внедрить систему нового поколения навигации посадки самолетов – СП-200. Она должна обеспечить заход воздушных судов 3-й категории. Также в планах новая система навигации, которая обеспечивает контроль за полетами через спутник. Мы хотим внедрить новые локально-корректирующие станции, которые обеспечивают заход воздушных судов на посадку при помощи спутниковой навигации. В данное время она проходит тестирование и в работу пока не запущена.

Храм в аэропорту?

Игорь Артамонов не стал скрывать, что они получают много жалоб по поводу уровня обслуживания в аэропорту «Якутск». По его мнению, сложности имеют временный характер, пока строится новое здание аэровокзала.

– Кстати, терминал получается очень большой, мы сами не ожидали, что он будет таким огромным, – отметил Игорь Иванович.

Он добавил, что постройку нового аэровокзала вызвала его недостаточная пропускная способность, а также отсутствие всех необходимых условий по международным стандартам.

Общая площадь нового аэровокзального комплекса - 17 546 кв. м. Начало строительства – октябрь 2009 года. Конец стройки – июнь 2012 года, к началу Игр «Дети Азии».

Что будет в новом аэровокзале?

Пропускная способность нового здания составит 700 пассажиров в час, что вполне приемлемо для наших условий. Также запланировано введение трех новых телескопических трапов. В судно скоро можно будет попасть по закрытому трапу, не одевая при этом теплую одежду, что удобно для тех, кто летит зимой в теплые края. Также заработают 11 стоек регистрации на местные и центральные линии и 6 стоек в международном секторе.

Игорь Иванович подчеркнул, что изменится сама специфика регистрации и предполетного досмотра, которая будет проходить в соответствии с современными требованиями, чего нельзя было сделать в старом здании. Будут предусмотрены стойки саморегистрации, а также возможность регистрации через Интернет. По мнению первого заместителя гендиректора аэропорта «Якутск», это значительно ускорит прохождение регистрации.

– Также будет много буфетов, ресторанов и всего того, что есть в международных аэропортах, – сообщил он.

Интерес журналистов вызвало сообщение о том, что в новом здании аэровокзала не только предусмотрены комнаты для православного и мусульманского моления, но и обсуждается вероятность открытия православной часовни на территории аэропорта.

– Предложение, поступившее от Владыки Романа, сейчас рассматривается, – рассказал Игорь Иванович.

Игорь Артамонов также признался, что «Аэропорт Якутск» участвует в реализации многих целевых программ, потому что сам не в состоянии закупить всю необходимую технику.

– Честно скажу, что наземная техника, которая сейчас в наличии, не совсем подходит для обслуживания новых современных самолетов. Поэтому мы за счет инвестиций постепенно обновляем свой технопарк.

Например, в 2010 году была приобретена техника на 35,2 миллиона: два самоходных телескопических трапа, багажные тележки, ленточные транспортеры, машины электрозапуска и другое. На этот год по целевой программе аэропорту выделено 46 миллионов на приобретение нового оборудования и техники, которые не вошли в проект строительства нового терминала.

Новые самолеты «Якутии»

Представитель самой крупной авиакомпании республики Павел Удод сообщил, что за первое полугодие объемы перевозок пассажиров увеличились на 16% – до 400 тысяч человек, в том числе 290 тысяч пассажиров на внутренних линиях и 110 тысяч - на международных.

– В этом году мы планируем перевезти 1 миллион 100 тысяч пассажиров, – заявил он. Для сравнения, в 2010 году тремя авиакомпаниями («Якутия», «Полярные авиалинии» и Мирнинское авиапредприятие «АЛРОСА») было перевезено в общей сложности 1 миллион 370 тысяч пассажиров.

Основой для такого заявления служит обновление парка воздушных судов. В этом году «Якутия» ввела в работу четыре новых самолета: три самолета «Боинг 737 NG» нового поколения и грузовой «Боинг 757». Программа обновления самолетов будет действовать до 2015 года.

– Также планируем начать эксплуатацию новых типов воздушных судов «Боинг 767-300». Сейчас завершаем контракт на приобретение трех новых самолетов этого типа. Скорее всего, контракт будет подписан на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС – авт.), который пройдет с 16 по 21 августа.

Кроме того, этой зимой компания начнет эксплуатацию нового самолета «Сухой Суперджет». Он должен прибыть в январе-марте. Как уверяет Павел Викторович, комфортабельный и экономичный самолет быстро впишется в якутский авиапарк.

Растет и количество субсидированных поездок. В 2010 году услугами авиакомпаний в рамках федеральной программы субсидирования авиаперевозок с востока страны воспользовалось 48 тысяч человек. А в этом году - 50 тысяч пассажиров.

– Кстати, в этом году к работе приступили две девушки-пилота. И что еще удивительнее, еще две девушки начали работать в инженерно-авиационной службе. Такого в истории авиации Якутии еще не было, – подчеркнул Павел Удод.

Когда подешевеют перевозки внутри региона?

Павел Удод, первый заместитель гендиректора ОАО «АК «Якутия»:
– В 2010 году за счет сокращения своих расходов путем ввода в эксплуатацию более экономичных самолетов и стабильных цен на топливо мы смогли снизить тарифы на внутренние перевозки на 15%. В этом году ситуация другая. За первое полугодие цены на авиационное топливо возросли на 30%, а также увеличились аэропортовые расходы. Источника снижения просто нет. Поэтому тарифы выросли на 7%. Если цены на топливо будут стабильными, то есть возможность снизить цены на билеты в пределах 50%. Но от перевозчиков тут практически ничего не зависит.

Павел Викторович объяснил, почему билет до северных районов республики стоит почти столько же, как и билет в Москву. По его словам, дело в том, что перевозка одного пассажира на небольших самолетах внутри республики стоит 9 рублей за километр, тогда как по России на более экономичных лайнерах – 3 рубля за километр.

Андрей Корякин, гендиректор АК «Полярные авиалинии»:
– Сейчас при участии Владимира Путина обсуждается возможность снижения стоимости перевозок за счет отмены НДС в размере 15%. В случае принятия такого решения федеральным правительством тарифы могут заметно снизиться на всех направлениях.

Александр Тарасов, руководитель Департамента воздушного транспорта РС(Я):
– Мы предлагали, чтоб республика или федеральный центр взяли на себя часть расходов при перевозке внутри региона, но это требует очень больших средств. Федералы пока думают и подсчитывают, тем же занимается и республика. Слишком большая нагрузка на бюджет.

Снизят ли возрастной ценз для льготников?

Александр Тарасов, руководитель Департамента воздушного транспорта РС(Я):
– Проблема в том, что льготами могут воспользоваться две категории граждан: до 23 лет и старше 60. В связи с тем, что пенсионный возраст на севере наступает не в обычные для всей России 60 лет (у мужчин), а в 55, мы предложили снизить льготный порог для жителей севера до 55 лет. Уже три года бьемся, но федералы пока не соглашаются.

Второй нюанс. Этими субсидиями может воспользоваться только житель Якутска. Остальным жителям республики для этого нужно еще как-то добраться до столицы республики. Об этом мы тоже попросили. Подсчитали, что если включить все население Арктики, то нужен 231 миллион на 2012 год.

Ликвидируют ли малую авиацию?

Александр Тарасов, руководитель Департамента воздушного транспорта РС(Я):
– Есть распоряжение, что те самолеты, которые подпадают под ограничение, должны быть оборудованы соответствующими системами. Мы также обратились с предложением, чтобы сделать отсрочку до 1 января 2015 года. Потому что одновременно все эти самолеты переоборудовать невозможно. Для этого нужно 280 миллионов рублей, а где взять такие средства? И если их снимут с работы, страна окажется без малой авиации.

Почему в Якутии нельзя использовать дирижабли?

Этот вопрос вызвал улыбки у всех. Впрочем, ответили вполне серьезно. Если всерьез рассматривать эксплуатацию дирижаблей в Якутии, необходимо учесть, что они тоже требуют особого обслуживания. Необходимо строить специальные площадки, мачты, обучать людей, которые будут уметь с ним обращаться. Да и вообще, эра воздушных шаров и дирижаблей прошла.

Кроме того, нельзя забывать, что они не смогут подниматься на большую высоту, а значит, не смогут обходить горные гряды. В общем, перспектив для развития дирижаблей в Якутии нет, даже для наблюдения. Тем более не в том случае, когда речь идет о перевозке.

Примерно так ответил Андрей Корякин, вспомнив самый большой дирижабль «Цеппелин», правда, перепутав его с рок-группой «Лед Зеппелин».
Количество показов: 1904
Выпуск:  Выпуск № 57 от 29.07.2011 г.
Комментарии