Ысыах - праздник

26.06.2009 
Автор: Евгения Гаева
Количество показов: 15389
В прошлом году в газете "Эхо столицы" были опубликованы результаты опроса жителей г. Якутска по поводу организации городского ысыаха.
Среди них был и пенсионер Иван Бочоев, который упомянул о том, что его семья собирает и изучает исторические сведения, которые касаются истории происхождения этноса саха.

- Иван Иванович, как давно ваша семья собирает и изучает исторические материалы, которые затрагивают историю происхождения якутов?

- Все началось в 2002 году, когда мы просматривали новый альбом "Шедевры русской живописи" и увидели якутскую усадьбу, нарисованную на фоне уральской природы. Возник вопрос: как якутская юрта и ураса могли оказаться в зарисовках русского художника А. Васнецова, датированной 1895 годом? Оказалось, что в тех краях, а точнее на Таймыре, проживают долганы, которые называют себя не иначе как "саха" и говорят на якутском языке. Если взглянуть на карту и измерить расстояние, то прямой связи между двумя народами саха быть не могло.

При этом вряд ли можно предположить факт депортации долганов (согласно переписи 1992 г. на Таймыре их было 7 тыс. человек) из Якутии на каком-то историческом этапе. Напрашивалась версия: люди, построившие якутскую усадьбу на Урале, народ саха на Таймыре и мы, саха, на Земле олонхо - это ветви какого-то огромного древа.., но какое пространство занимал этот древний и некогда единый в своем происхождении этнос саха?

- Кстати, о южном происхождении якутов говорят многие, а недавно на территории Якутии недавно нашли сарматский меч и монгольскую саблю хэлмэ 13 века. Что вы думаете об этом?

- И на это есть объяснение. Начнем с монгольской сабли. У нас есть доводы в поддержку сюжета, изложенного известным якутским писателем Николаем Лугиновым в его романе "По велению Чингисхаана". При этом общая схема происхождения якутского народа не нарушается, а обрастает новыми подробностями и отвечает на вопрос: почему якутская земля избежала нашествия воинов Чингисхаана? Ссылка на трудности перехода и удаленность Якутии от Прибайкалья при этом становятся несостоятельными, если вспомнить, что монахи из Иркутска до Тибета доходили пешком всего-то за месяц.

В отношении сарматского меча, вспомним, что писал В.Л. Серошевский в книге "Якуты": "железные изделия, чрезвычайно похожие на теперешние якутские, широко разбросаны по Европе и Азии в могильниках курганного периода. Вообще детальное сравнение якутских узоров, их металлических и гончарных изделий с подобными предметами курганного периода могло бы, думаю, помочь к разъяснению многих загадок, и многие обычаи якутов объяснили бы странности тогдашнего погребения. Осматривая переломы многих клинков того времени, я невольно вспоминал привычку якутов ломать копья и ножи и продырявливать котлы и посуду, оставляемые ими в могилах покойников". А ученый Г. Вамбери в своей гипотезе сближает якутов с древними саками. О древних саках (кочевых и полукочевых племенах I тыс. до н. э. - I век н. э.) упоминают древние персидские надписи, в частности, оставленные царем древних персов Дарием I (522-486 г. до н. э.). В религии саков большое место занимало верхнее божество, связанное с культом Солнца. После исчезновения воинственных саков на их месте возникли другие племена, одним из которых были сарматы.

Слово "сарматы" возникло из греческого "савроматы", что означает "ящероглазые". Их союзниками были гунны, которых китайцы называли хуннами. То, что два различных племени быстро стали единым целым, наталкивает на мысль, что у них не было языкового барьера, а значит, на огромном пространстве Центральной Азии обитал один этнос, говорящий на одном языке. Мы обратили внимание на то, что термины "хунны" и "гунны" созвучны. У "саха" есть возглас "hу", употребляемый нами при облавной охоте или когда отгоняем от себя, отпугиваем, отражаем нападение и одновременно этим выкриком воодушевляем себя...

Можем ли мы допустить, что кочевники при набегах испускали боевой клич "hу", который лег в основу терминов "ху-нны" (на Востоке) и "гу-нны" (на Западе)? Предводителя гуннов звали Аттилой (?-453 г. н. э.) и, возможно, это имя сложилось из двух слов: "Ат-тил". Эти слова есть и в языке саха: "ат" - переводится как "конь", "тил" - корень многих якутских слов, как-то: оживлять, воскрешать, пробуждать... Империя Аттилы распалась в период своего наивысшего могущества и нам было непонятно одно: как она могла потерпеть сокрушительное поражение от римлян, которые в тот период переживали свои далеко не лучшие времена.

Настораживало и то, что никакого триумфа у римлян не было, а римские историки о победе над гуннами (сравнимой по значимости с Куликовской битвой для Руси) скромно умалчивали. К тому же, войском римлян и их союзниками командовал не опытный полководец, а некий римский политик Флавий Азций, выбравший местом генерального сражения с гуннами Каталаунские поля (это равнина в Северо-Восточной Франции).

Грандиозное поражение гуннов произошло в июне, и если это случилось в дни летнего солнцестояния (21-22 июня), то вполне допустимо предположить, что Аттила собрал на этой равнине не войско для сражения, а проводил грандиозный по своему размаху ысыах, где должна была собраться вся элита высшего эшелона власти гуннов. Поэтому это могло быть не сражением, а побоищем знати гуннов, отмечавших культовый праздник. И не потому ли гордый Рим и римляне, добывающие славу в честных битвах, не только не воздвигли Триумфальную арку в честь Флавия Азция, но через год, по указанию императора Валентиниана III, публично казнили его.

- Наш ысыах принято считать якутским Новым годом и даже семейным праздником...

- Что касается якутского Нового года, взгляните на якутский календарь: алтынньы (октябрь), сэтинньи (ноябрь), ахсынньы (декабрь), тохсунньу (январь) переводятся как 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый месяцы. Следовательно, отсчет года начинался у якутов с мая - с появлением зелени на полях и выгоном скота на пастбища.

А семейный праздник каждой якутской семьи наше поколение 30-40-х годов прошлого столетия помнит как дни, когда на столах раскладывали оладьи из "уоhах" (молозиво). Отведать оладьи, приготовленные из молочной жидкости, выделяющейся у коровы только в первые часы после отела, непременно приходили и ближайшие соседи.

И разве можно назвать семейным праздником ысыах, когда все уходили из своих домов на сборище по поводу всеобщего кумысопития и встречу Солнца в кругу массового танца осуохай (хоровода)?

Я считаю, что ысыах - это праздник не семейный, а священный, культовый для народа саха. Ибо, находясь в изоляции, якутский народ сохранил до наших дней не только один из древнейших языков, но и древнюю культуру, обычаи, верования и ритуалы некогда могущественного этноса...

Глядя на торжества, проводимые якутами только в дни летнего солнцестояния, каждый гость всей душой начинает чувствовать, как этот древнейший языческий праздник уносит его в глубь веков и сегодня в разгар века высоких технологий, когда многие явления природы нами так и не разгаданы, мы в едином порыве, так же, как наши предки тысячелетия назад, вскидываем руки навстречу восходящему Солнцу, веря, надеясь, прося неведомые божества покровительствовать нам на неизведанных путях этого бескрайнего мира...
Количество показов: 15389
Автор:  Евгения Гаева
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 49 (1758) от 26.06.2009 г.
Комментарии