Страсти по стандарту

Страсти по стандарту
В пятничном выпуске «Эхо столицы» от 11 февраля была опубликована статья «Нестандартный стандарт», посвященная проекту новых федеральных образовательных стандартов для старшеклассников.
Нововведения, предлагаемые Минобрнауки, вызвали возмущение родителей и педагогов. Особенное неприятие вызвал перечень так называемых «обязательных» для изучения старшеклассниками предметов: физкультура, ОБЖ , новый предмет «Россия в мире» и некий «индивидуальный проект».

Детей лишат алгебры и геометрии?

По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, новый стандарт будет принят лишь после его серьезного обсуждения всеми заинтересованными сторонами. 15 февраля доработанный проект, как и было обещано, разместили на официальном сайте Минобрнауки (www. mon.gov.ru) За два дня тысячи жителей России оставили собственные отзывы. Надо заметить, многие из них против проекта в таком виде, в каком он опубликован на сайте.

Вот, к примеру, мнение некоего Виктора Прасолова:
- Исправленный и доработанный вариант стандартов оказался ещё хуже, чем тот, обсуждение которого вызвало бурю негодования и почти ни у кого не получило одобрения. В новой версии отсутствуют предметы «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия». Вместо них появился странный предмет «Математика», которому старшеклассников пока никто не учил, и никто не знает, как это делать и что из этого получится. Доводы А.М.Кондакова (руководитель группы разработчиков стандартов – прим. авт.) о том, что до внедрения стандартов времени много, и за это время успеют и учебники написать, и эксперимент по этим учебникам провести, и положительный результат эксперимента получить, очень странные. Получается, что сначала надо разрушить то, что работает, а потом строить непонятно что.

Или же мнение студента М.:
- Предметы по выбору можно было бы внести, если бы в российских школах сделали, скажем, 13 классов. За 11 лет обучения проходили бы нормально всю основную программу, а 12-й и 13-й классы существовали для под- готовки к вузу и углублённого изучения предметов по выбору. В противном случае мы действительно получим необразованную молодёжь!

«Необходимо создать независимые экспертные комиссии»

Михаил Эверстов, член Президиума регионального политсовета Якутского регионального отделения ВПП «Единая Россия», член Комитета по безопасности в Госдуме РФ, член фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ:
- В эти дни я получаю многочисленные письма, звонки с различными предложениями. Сегодня могу сказать одно: мнения разошлись. Поэтому в Госдуме, во фракции «Единая Россия», нам, депутатам, предстоит многое проработать.

Мне импонирует письмо коллектива средней общеобразовательной школы N№9 города Якутска. В своем письме учителя пишут:

«Введение в старших классах новых образовательных стандартов в том виде, в котором они предлагаются сейчас, приведет к тому, что обучение будет вестись ниже образовательного уровня и приведет, в конце концов, к платному обучению. Три-четыре часа физкультуры не имеют ничего общего со здоровьем нации, наоборот, такие стандарты могут стать угрозой для национальной безопасности».

Действительно, здоровье детей не только зависит от уроков физкультуры, нужен целый комплекс мер медицинского обслуживания, правильного питания, условий обучения в школах и т. д.

Учителя далее пишут: «Объявляются необязательными такие важнейшие дисциплины, как математика, русский язык и литература, предметы естественного цикла. А обязательными объявляются предметы (например, «Россия в мире»), не имеющие методического обеспечения и апробации».

При внимательном изучении законопроекта приходишь к мысли, что школьники на самом деле не имеют полного права выбора предмета для изучения. Ведь они думают о выборе профессии, через которую они могут устроиться на хорошую работу. В век современной науки у обучающихся должно быть сформировано целостное научное мировоззрение, ведущее к инновациям, модернизации и научно-техническому прогрессу. В этом смысле в проекте не обозначены предметы, которые должны стать основой для инновационной экономики будущей России. В стороне не должны оставаться гуманитарные науки, формирующие личность человека. А без интеллекта нет и хорошего специалиста.

С учетом вышесказанного мы предлагаем создать независимые экспертные комиссии, которые бы со знанием дела внесли свои предложения, и с учетом их мнения дорабатывался бы проект образовательного стандарта.

Метод всеобщего одобрения советских времен для нашего демократического развития не подходит. К судьбе человека нужно отнестись с большой ответственностью. Мы, прежде всего, должны думать об обеспечении конституционных прав на образование социально незащищенных слоев общества. И думать о том, чтобы развивалось обучение и на родном языке.

Есть и хорошее зерно в проекте – создание условий, когда ученик сможет с успехом объединить теоретические знания и навыки практической работы.

Я уверен, сообща мы сможем принять такой образовательный стандарт, который нужен для развития России. Во все времена российские умы считались самыми продвинутыми и передовыми в мире.

«Нагрузка в очередной раз упадет на регионы»

Юлия Песковская, член Комитета по труду и социальным вопросам Госдумы РФ, председатель подкомитета по вопросам демографии Госдумы РФ член фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ:
- Прежде чем высказать собственное мнение по введению ФГОС, хочу сослаться на высказывание министра образования Андрея Фурсенко, который во время своего выступления в рамках проведения «Правительственного часа» в Госдуме заверил, что пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет предлагать его для внесения на рассмотрение депутатов.

В последнее время предложенные образовательные госстандарты вызвали, мягко говоря, оживленную дискуссию. Проект принципиально новый для отечественной школы. Я разделяю позицию авторов, предоставляющую нашим старшеклассникам возможность выбрать предметы для изучения на том или ином уровне и подготовиться к дальнейшему профессиональному выбору, распределяя приоритеты и силы.

При этом у меня есть опасения, что мы можем потерять нашу классическую русскую литературу, которую читают и изучают за рубежом, не говоря о том, что невозможно представить, как можно не изучать русский язык. Глубокое знание данных предметов необходимо в любой профессии, они определяют нашу культуру.

Мне непонятно, как можно при госнормативе, при подушевом финансировании удовлетворить выбор класса, ведь может получиться, что только три старшеклассника выберут тот или иной предмет.

Также, считаю непринципиальным изучение в старших классах ОБЖ, к этому возрасту прописные истины, такие как, уберечь себя и защитить, должны быть понятны как «Отче наш»!

Не скрою, что меня не менее волнует материально-техническая база, ведь все благое может разбиться о реалии жизни. Мы не достигли необходимого уровня оснащения наших школ компьютерной техникой, особенно в сельских поселениях. В стандар- те нет жестких рамок, и нагрузка финансирования в очередной раз упадет на плечи регионов.

Я не стану далее перечислять свои сомнения, надеюсь, у нас еще есть время для работы совместно с Правительством республики, министерством, профильным комитетом Ил Тумэн.

«Учителей начнут сокращать»

Борис Горбатюк, директор школы N№15 г. Якутска:
- Те стандарты, которые предлагают разработчики, мягко говоря, неприемлемы в современной школе. В голове не укладывается, как русский язык и литературу можно назвать необязательными предметами? Я понимаю, что физкультура и основы безопасности жизни – важные и нужные предметы. По физкультуре сейчас по учебному плану добавили дополнительно еще один час. В нашей школе 32 класс-комплекта, то есть 64 часа физзал школы занят, плюс еще один час – 96 часов. Возникает вопрос: где проводить занятия по физкультуре? Как может стать главным предмет, если не создана необходимая материально-техническая база. То же самое по ОБЖ. Раньше в школах как было? В каждой был оборудованный кабинет начальной военной подготовки, тир. Всего этого сейчас нет – убрали за ненадобностью. Теперь же предлагают через ОБЖ учить детей основам военной подготовки. На какой базе? На чем?

Читая проект новых образовательных стандартов для старшеклассников, пришел к мнению, что присутствие учителя, его судьба здесь не отображена.

Я думаю, идет политика сокращения учительского состава. Ведь не зря же приводили цифры, что на одного учителя в России в среднем приходится 15 учеников, мол, педагогов, оказывается, слишком много. Так что, согласно новому стандарту, если у учителя будет мало часов, его надо сокращать. Таким образом, школа потеряет квалифицированных учителей, на которых, в общем-то, и держится сегодня среднее образование.

Я считаю, что каждым делом должен управлять профессионал. А если посмотреть на руководителей от образования, получается обратное. К примеру, министр образования Фурсенко ни одного дня в школе не проработал, председатель Рособрнадзора Глебова, по профессии экономист. Так что, по моему мнению, главная цель этих стандартов – сокращение ассигнований на образование.

«Новые стандарты – это пока только проект»

Георгий Афонский, директор школы N№23 г.Якутска:
- Положительный момент новых стандартов в том, что у детей появляется выбор, на каком уровне изучать тот или иной предмет – углубленном или базовом. Упор делается на социализацию выпускника.

У общественности возникает много вопросов по соотношению обязательных и необязательных предметов. Но при этом необходимо принять во внимание, что предлагаемые новые образовательные стандарты – это пока только проект. Так что четыре обязательных предмета – еще не факт. Тут возможны изменения. Кроме этого надо понимать, что стандарт – всегда базовый уровень, если ребенок хочет выйти за уровень, то ничто и никто не мешает ему заниматься дополнительно и более углубленно.

Также хочу заметить, что условия, в которых будет реализовываться стандарт, должны быть одинаковыми для всех российских школ. Разработчики считают, мол, будет стандарт, тогда и условия подтянутся. Но это в корне неверно. У нас в некоторых сельских школах, извините, туалет на улице. Так что в первую очередь необходимо обеспечить финансово-экономический уровень и материально-техническую базу всех школ.

А сама идея новых стандартов – это попытка что-то изменить в среднем образовании. Известно, что к 2015 году должен быть утвержден стандарт старшей школы, и наша школа будет принимать участие в эксперименте.
Количество показов: 3305
Автор:  Мартынова Ирина
Выпуск:  Выпуск № 11 от 18.02.2011 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter