Хомусчут Уйбаан

05.06.2011 
Количество показов: 4307
Играющий на хомусе безмолвствует. Но лишь внешне. В действительности работают все его внутренние голосовые органы.
И по выражению музыковеда Эдуарда Алексеева, «перед нами не человек, играющий на отдельно от него звучащем инструменте, а своего рода музыкальный кентавр, единый и неразделимый музыкальный организм».

Сегодня мы беседуем с человеком, чья жизнь неразрывно связана с хомусом, ученым, посвятившим свою жизнь пропаганде варганного искусства, профессором Иваном Алексеевым - Хомус Уйбаан, президентом Международного центра хомусной (trump) музыки.

"Говорящий" хомус

- Иван Егорович, что для вас значит хомус?
- Появившись тысячи лет назад, этот музыкальный инструмент стал верным спутником человека и в печали, и в радости. Многие народы любят его за уникальную способность отображать состояние души человека, за возможность услышать самые разные звуки природы. Я играю на этом инструменте около 60 лет. Он – мой друг, я не расстаюсь с ним ни когда путешествую, ни когда работаю. Хомус подсказывает мне нужные сюжеты, искомые мною научные выводы. В хомусе воплощены судьбы целых народов, это общечеловеческий музыкальный инструмент. Он бытовал у более двухсот народов мира. Было время, когда варганное искусство переживало период забвенья, многое было забыто и утеряно. Но сегодня хомус возрождается. Те народы, которые сохранили в своей культуре это искусство, прикладывают много сил, чтобы вернуть варгану былое значение. И международные конгрессы хомуса, которые проходят уже второе десятилетие, тому подтверждение. Люди, объединившись, возрождают новые разновидности хомуса из самых разных уголков Земли.

- А сколько всего насчитывается разновидностей варгана?
- Этот музыкальный инструмент распространен более чем в 89 странах, у 200 народов и народностей мира и имеет более 162 разновидностей.

- Что не дает якутскому хомусу затеряться среди столь внушительного количества собратьев, в чем его уникальность, отличие?
- В его певучести и сохраненной классической форме. Еще в середине 19 века якутский хомус признали самым музыкальным из варганов. Он выражает целый звукоряд лишь с помощью человеческих артикуляционных органов. Тут нет усилителя, не используется электричество - ничего, кроме человеческих речевых органов. Инструмент, вмещающийся в ладони, обладает богатейшими возможностями для передачи эмоционально-творческого состояния исполнителя и создает порой неописуемую музыкальную сферу. Звуки хомуса иной раз бывают намного отчетливее, чем музыкальная речь на любом другом инструменте. Ведь не зря якутский хомус назвали «говорящим». Из великого множества варганов наш хомус также отличается тем, что на одном язычке можно исполнять те же мелодии, что европейцы воспроизводят на трех-четырех язычках своих варганов. Виртуоз-хомусист мира Спиридон Шишигин выработал специальную методику, нашел артикуляционные нотации. На однозвучном инструменте Спиридон Спиридонович исполняет целые музыкальные произведения: «Вальс», «Тундра», «Полет мысли» - при этом мы одновременно слышим и слова этих произведений.

Важно сохранить традиции

- А некоторые умельцы еще и подражают голосам разных птиц, зверей. Иногда аж дрожь пробирает, когда непонятно каким образом хомусист вдруг завоет волком или заклекочет орлом…
- Возможности у этого инструмента поистине безграничны. Впервые птичьи голоса на хомусе имитировал виртуоз-варганист Петр Оготоев. Это было в 1984 году. Затем имитационную игру подхватили и по-своему обогатили Клавдия и Герман Хатылаевы, сейчас этот стиль часто использует в репертуаре группа «Айархаан» под руководством Альбины Дегтяревой. Они используют самые различные способы извлечения звуков, находят множество вариаций. Но при этом необходимо различать эстрадное направление и традиционное. Несомненно, эстрадное исполнение более эффектно, за границей такая игра пользуется большим успехом. Но лишь сохранив традиционную игру, мы можем называть себя представителями якутской игры на хомусе. Мы не должны в погоне за эффектностью забывать о своих традициях.

- Традиционная игра – какая она?
- Ее еще называют умеренной. Если сказать по-якутски, сыыйа тардыы. Это обычно игра для себя, а не для широкой аудитории. При таком исполнении звук хомуса будто плывет по воздуху, он не прерывается, исполнитель не думает о внешних эффектах, чаще используется только основной удар по язычку, игра отличается особой нежностью и душевностью. А хомусист полностью раскрывает свою душу с помощью инструмента.

Хомускентавр. Кто он?

- В течение пяти недель на страницах «эхо столицы» мы публиковали уроки игры на хомусе. Сегодня и в следующую пятницу приглашаем всех желающих на бесплатные занятия с преподавателем Музыкального колледжа им. М.Жиркова. Иван Егорович, скажите, сложно ли научиться играть на хомусе?
- Вы - молодцы, что проявили такую инициативу и взялись научить игре на хомусе большое количество людей. Я очень рад этому! А овладеть игрой на хомусе может любой человек. Было бы желание. И от него самого зависит, какой степени мастерства он хочет достигнуть. Простым приемам можно научиться и за несколько занятий, а для того, чтобы выражать через хомус свою душу, надо действительно полюбить этот инструмент и придавать ему большое значение и время.

- Говорят, что каждый хомус звучит по-разному, а искусные кузнецы изготавливают инструмент «под исполнителя». Это так?
- Абсолютно верно. Не бывает двух одинаковых хомусов. Ведь это полностью ручная работа, хомус не отливают в специальной форме, его создают в кузницах. С каким настроением мастер подошел к делу, для кого он создает свое творение – все важно при рождении хомуса. Я 33 года играл на хомусе, созданном Семеном Никитовичем Гоголевым-Амынньыкы. А в 1993 году попробовал играть на инструменте работы Егора Петровича Гоголева. Оба мастера делали хомусы специально для меня, изучив особенности моего характера, тембра голоса, строения глотки. Хороший мастер даже форму, внешний вид инструмента посвящает тебе. К примеру, я не могу играть на блестящих хомусах. Мне больше по душе скромные внешне инструменты с негромким звуком. Если все эти факторы сошлись, если мастер познал тебя, то ты действительно почувствуешь хомус не только телом, но и душой, сольешься с ним в единое целое. Ведь не зря Эдуард Ефимович Алексеев, известный музыковед, музыкальный этнограф, назвал искусных хомусистов хомускентаврами, музыкальными кентаврами.

- А еще считают, что хомус не только радует душу, но и излечивает человеческое тело. Появился даже термин «хомусотерапия»…
- Действительно в Центральной Азии – у уйгуров, узбеков, хакасов, тувинцев, монголов, бурятов - шаманы часто использовали варган. И здесь, в Якутии, в захоронении одного шамана вместе с другими атрибутами был найден хомус. Да и в Европе конца 18 века – его еще называют золотым веком варгана – была развита хомусотерапия. Австрийский исследователь Рудольф Хельн писал в своих работах о целителе-музыканте, который лечил от бесплодия посредством игры на варгане. В Японии широко используют в целях релаксации, психологической реабилитации два произведения Спиридона Шишигина. У хомуса очень широкий диапазон, кроме доступных человеческому уху звуков, он также издает и низкие частоты. Я не знаю, может, здесь кроется секрет лечебного свойства варгана. Я сам получаю большое удовольствие от игры на хомусе, но не могу сказать, что лечился с его помощью. Как-то ко мне приходил человек, который рассказал, что сильно болел, но встал на ноги благодаря тому, что услышал по радио мою игру на хомусе. Потом он сам стал хомусистом.

Варган заговорил на ста языках

- Иван Егорович, интересно, сколько в ßкутии хомусистов?
- В республике сегодня насчитывается около семи тысяч хомусистов, а у десятков тысяч якутян есть хомусы.

- На международный конгресс-фестиваль «Хомус в культурном пространстве мира» ожидается приезд многочисленных гостей со всего мира. Можете сказать, откуда и сколько их будет?
- Списки еще уточняются, но известно, что в работе конгресса примут участие около ста человек из разных стран. Приедут известные варгановеды Фредерик Крейн из США, Лео Тадагава из Японии и другие. Ожидаем гостей и из разных регионов России, изъявили желание принять участие в фестивале очень многие якутские хомусисты, мастера. Если ранее из улусов приезжали по 10-20, то сейчас планируют прибытие целыми ансамблями, большими группами по сто человек. Седьмой конгресс можно назвать пиком развития хомуса. Еще никогда не было такого, чтобы национальный праздник проходил под эгидой хомуса. Впервые в Якутии (в Якутске и Вилюйске) пройдет Ысыах Хомуса. Это показывает, насколько большое значение в Якутии придается варганному искусству, что руководство республики поддерживает желание своего народа сохранить и приумножить традиции. Еще более 100 лет назад Алексей Кулаковский - Ёксёкулээх Ёлёксэй предвидел возрождение не только якутского хомуса, но и его «собратьев» у многих народов Востока и Запада и сказал, что хомус заговорит «на ста разных языках». И это время наступило. В Якутии нынче такой конгресс пройдет второй раз, первый был в 1991 году. С тех пор прошло 20 лет, жизнь развивается, и пропаганда хомуса вышла на другой уровень. Сегодня каждый народ понял содержание собственного варгана – звучание, как он сделан. Это помогло народу лучше понять традиции. Люди теперь знают, какие возможности есть у якутского хомуса, какой стиль у американского варгана или норвежского. Так что седьмой конгресс можно назвать встречей традиций.

- Какие мероприятия пройдут во время седьмого конгресса, Ысыаха Хомуса?
- Концепция праздника, разработанная мной и директором Музея хомуса Николаем Шишигиным, состоит из трех разделов: идеология и социокультурная функция национального праздника, культурно-пространственный ландшафт и организационно-зрелищная мотивация. Пройдет телемост «Космос - VII Международный конгресс-фестиваль «Хомус (trump) в культурном пространстве мира», одновременная игра на хомусе более тысячи человек, и это достижение будет зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Также на ысыахе будет тусулгэ мастеров по изготовлению хомусов, состоится выставка мастеров хомуса, гала-концерт хомусистов-импровизаторов и конкурс «Хомус Куо» и еще много разных интересных уникальных мероприятий.

- Иван Егорович, а правда, что президент США Барак Обама хочет научиться игре на варгане?
- Оказывается, Барак Обама останавливался в доме Фредерика Крейна, когда баллотировался на пост президента, и очень хотел встретиться с ним снова, чтобы научиться играть на варгане. Немногие знают, но в свое время на этом инструменте виртуозно играл другой популярный американский президент – Авраам Линкольн, и вот Обама, наверное, захотел пойти по его стопам. Мы с Николаем Шишигиным, директором Музея хомуса в конце прошлого года отправили с послом президенту США хомус, пособие и книгу о хомусе. Надеемся, что он получил нашу посылку, а если изъявит желание научиться играть на якутском хомусе, то, пожалуйста, мы его научим!
Количество показов: 4307
Выпуск:  Выпуск № 41 от 03.06.2011 г.
Комментарии