10 тысяч километров за 80 дней

16.10.2011 
Количество показов: 1529
Сегодня велопробегом на дальние расстояния никого не удивишь. На суперсовременных «великах» совершают кругосветные путешествия, в основном, экстремалы, любящие путешествовать в одиночку. Но среди нас есть люди, которые во времена своей молодости решились на экстремальное путешествие, когда не было автодорог и современной техники.
Ровно 30 лет назад, с 7 августа по 25 октября 1981 года, кучка энтузиастов-комсомольцев из Якутска, «вооруженная» обычными велосипедами «Урал» и «Спутник», совершила велопробег по маршруту Якутск – Москва, преодолев 10 тысяч километров по долинам и взгорьям, по непроходимым лесам и болотам.

Смельчаков зовут Иван Слепцов, в то время он работал ведущим специалистом в «Якутгражданпроекте», в группе был командиром. Комиссар группы – Станислав Лукашевич работал бригадиром монтажников СМУ-4. Штурман группы – Евдоким Афанасьев – авиатор, и механик Егор Алексеев – инженер «Якутгражданпроекта». И вот таких разных, но увлеченных и «зараженных» одной идеей собрало желание преодолеть тысячи километров, чтобы доехать до сердца Родины – Красной площади.

Идейный вдохновитель группы – комиссар Станислав Петрович Лукашевич ныне – Кавалер Ордена Трудовой Славы III степени, участвовал в монтаже 70 домов в городе Якутске, ветеран спорта, участник длительных велопробегов, марафонских дистанций по легкой атлетике, в возрасте 64 лет является активным сторонником здорового образа жизни, живет в Кангалассах. Сегодня Станислав Петрович вспоминает «картинки» того велопробега.

«Покоренная» олимпиада

- Идея поехать в Москву на велосипедах созрела еще в 1978 году. Собралась кучка энтузиастов, и мы долго тренировались: велопробег в Южную Якутию, лыжные переходы на БАМе, круглый год занимались спортом, чтобы держать себя в форме, ведь до нас никто на велосипедах до Москвы не ездил, так что у нас не было примера. Нашей подготовкой руководили спорткомитет и обком комсомола. Сначала мы планировали ехать на открытие Олимпиады-80, через обком комсомола связались с олимпийским оргкомитетом. Но, к сожалению, в связи с бойкотом олимпиады капиталистическим странами в Москве сами не знали, как пройдет олимпиада, поэтому нам отказали. А к тому времени мы уже оформили на работе отпуска. Что делать? Нас вызвали в обком комсомола, и чтобы зря время не пропадало, с 1 по 15 июля нас отправили на сенокос в Намцы как активных спортсменов. И мы не подкачали – за один день мы скосили всю траву на большом острове. Бригадир, не поверив, даже не поленился и сходил на тот берег и проверил. Физическая подготовка у нас была очень хорошая. Тогда наше полумеханизированное звено обошло все механизированные звенья и заняло первое место. Мы заработали на этом сенокосе по 34 рубля и хотя по путевкам, но все же поехали на Олимпиаду-80.

А на следующий год – в 1981 году в августе нам дали таки добро. Получили отпускные, спорткомитет снабдил велосипедами, взяли с собой смену белья, чайник и продукты к чаю. Нас провожали на площади Марата, августовский день был дождливый, но грусти в душе не было, нас, молодых и крепких, ждали неведомые дали…

В дороге

- За день в среднем мы проходили 150-170 километров. Выезжали рано утром в 6 часов, до наступления темноты успевали найти ночлег. Ночевали когда в гостиницах, а когда и в стоге соломы. Как-то в Казахстане мы не успевали добраться до населенного пункта. Уже настала ночь, конец сентября, погода осенняя, слякотная, колеса скользили по глинистой дороге, ехали как по мылу. Тут проезжающая машина осветила стог соломы, в нем мы сделали норы и залегли. Утром ноги свело судорогой от перегрузок и холода, и мы делали друг другу массаж.

В Иркутской области по тропинкам заехали в глухую деревню, и на нас напали собаки. Встав в кольцо, стали отбиваться. Местные ребята нам объяснили, что дальше можно двигаться только тропинкой, и то вряд ли нам удастся. Мы двинулись дальше по тропинке и забрели к охотничьей избушке. Нашли банку из-под краски, собрали грибов, у нас была банка тушенки, так что сварили грибной суп. Печку раскочегарили так, что пришлось раздеться. Лежа на полке сытые, в тепле получали удовольствие…

На следующий день в населенном пункте встретили ребят из глухой деревни – они приехали туда по «железке» на дизельном паровозе. Увидев нас, сильно удивились, подходили и трогали шины на колесах, ведь тропинка была каменистой, шла через горные речки.

Самый трудный участок был от Сковородино до Чернышевского протяженностью 600 километров. Тогда мы ехали между рельсами. Пропустим поезд и снова на шпалы. Если они были засыпаны щебнем, то можно было еще как-то ехать, а если нет, то несли велосипеды на себе. Сегодня наш рекорд побить невозможно, потому что дороги уже не те. На том участке сегодня уже существует автомобильная дорога, и Путин даже по ней проезжал на «Калине».

В Омской области в селе Венгеровка из-за глинистой дороги велосипеды тащили на себе, а тут сидят бабки и спрашивают: «Деточки, вы куда?», а мы им: «В Москву». Бабки нам сказали, что мы не доедем.

Доедут – не доедут?

- До Урала никто не верил, что мы доедем до Москвы. Дороги страшные, да и мы худенькие да щуплые. А после Урала, наоборот, переспрашивали: «Откуда? Из Иркутска?».
- Из Якутска!
- О-о, доедут!

Байкал объезжали с южной стороны и встретили рыбаков. Они нас угостили знаменитым байкальским омулем. Мы попробовали и сказали, что якутский вкуснее, на что рыбаки ответили, что их омуль, мол, после нереста…

Интересные люди встречались по дороге. В Иркутской области ночевали у золотарей. Они накормили нас, причем бесплатно, коммунизм и «сухой» закон! Оказывается, когда они устраиваются на работу, то пишут сразу два заявления: о приеме и на увольнение. Нас встретил их начальник в грязных брюках и рваной телогрейке, а когда улыбнулся – весь рот в золотых зубах! Он нам ящик импортных консервов вывалил – набирайте! А куда мы их? Мы спицы-то запасные по очереди везли. Ну, взяли по одной, а он нам еще предложил, давайте я вас на машине хоть на сотню километров подброшу. Но мы отказались: ведь столько добивались, только своим ходом, это – наша мечта, самим интересно, сможем ли? Золотарям на память вручили якутские значки.

Под Ульяновском у нас закончились деньги, и мы уже хотели идти работать грузчиками, но нам обком комсомола выслал. А так с гостиницами проблем не было, с питанием как-то выходили из положения. Как-то в районе Омска сломался велосипед, мы нашли будку от «Скорой помощи», в одной половине разожгли костер, в другой ремонтировали велосипед, жар шел как из печки.

В Елабуге с нашей командой случилась большая неприятность: «Жигули» сбили нашего участника – Евдокима Афанасьева, ему раздробило плечо, и мы отстали от графика на три дня. Операция в больнице длилась шесть часов. В Якутск об этом инциденте мы не стали сообщать, потому что знали, что нас снимут с дистанции. Но надо было дойти до конца, и мы решили продолжить путь втроем.

Телезвезды

В Москву мы доехали за 80 дней. 25 октября мы уже были на Красной площади, где нас встретила группа якутских студентов из Щепкинского училища. Нас поселили в пансионате «Орленок» ВЦСПС. Первые три дня мы восстанавливали силы, очень много ели. Увидев, что мы накрываем огромный стол, удивлялись, что мы все это сможет съесть. Но мы съедали! А потом уже вошли в норму.

А потом нас пригласили в Останкино. Съемки на наших боевых велосипедах проходили в прилегающем парке, но из-за сырой погоды фильм на отечественной пленке не получился. Решено было переснимать на немецкой пленке на следующий день. Нам еще тогда вахтерша в фойе кричала: «Куда вы их такие грязные пихаете?», когда мы решили их оставить под лестницей. Мы сами готовы были их помыть, но на телевидении нам сказали, чтобы они были в таком виде, в каком они проехали все 10 тысяч километров. Фильм уже увидели по телевизору в Якутске, в декабре. Ну а сам велопробег мы вспоминаем всю жизнь и очень довольны, что в нашей жизни было такое событие.
Количество показов: 1529
Выпуск:  Выпуск № 79 от 14.10.2011 г.
Комментарии