Поэт металла

10.07.2009 
Автор: Марианна Платонова
Количество показов: 1491
Валерий Иванович Подрядов. Живописец, график, скульптор. Член Союза художников России. Занимается художественной ковкой, лепкой, созданием малых архитектурных форм, ландшафтным дизайном. Участник республиканских выставок. Его авторские работы украшают интерьеры многих зданий нашего города (ТД "Аквариум", цех "Скиф", ТД "Тамара", кафе-бар "Sehr gut" и других).
Листая рукопись книги Арины Васнецовой "На зеленом берегу", мое внимание привлек один из ее персонажей - художник, кузнец Валерий Подрядов. Да я же знаю его, вернее, его работы: вспомнились и золотые перила в торговом центре, и неожиданный средневековый рыцарский антураж в кафе, куда случайно заглянула, и свое первое впечатление от увиденного: как интересно, необычно, как здорово!

Так вот кто автор всего этого великолепия! Захотелось встретиться, поговорить, познакомиться поближе. Попросила Арину устроить такую встречу.

Собеседник мой оказался человеком немногословным, спокойным, где-то даже стеснительным. За него о профессии рассказали руки - тяжелые, грубые, мастеровые, как будто хранившие всю силу и мощь кузнечных дел мастера.

Как человек, привыкший больше работать руками, Валерий Иванович не словоохотлив и совершенно не расположен к душевным откровениям. Но, думаю, читателю будут интересны размышления Валерия Подрядова о себе, жизни, об искусстве.
Из книги А. Васнецовой:
Детство художника было трудным, голодным, как и многих детей послевоенного времени. К тому же он рано осиротел. Отца не помнил вообще, а мать скончалась от кровоизлияния в мозг. Это несчастье произошло, когда она, пытаясь спасти семью от голода, вместе с сестрой залезла в соседский огород за клевером. Сосед заметил и погнался за ними. Догнав одну из сестер, он обрушил весь свой гнев на нее, нанеся несколько ударов палкой по голове.

Так двухлетний Валера остался круглым сиротой на попечении бабушки. Пелагея Максимовна - неграмотная, но мудрая и умная от природы женщина, преподала внуку первые уроки познания природы, научила видеть ее выразительность и совершенство. Это знание и благодарную память он сберег и сохранил до сегодняшних дней. Многие в деревне замечали в мальчишке, который очень любил рисовать, нечто необычное, отличавшее его от окружающих, и посоветовали бабушке отдать его в детский дом, считали, что в городе детское увлечение получит дальнейшее развитие. Действительно, увлеченность рисованием с возрастом не прошла. В 17 лет Валерий нарисовал акварелью свой автопортрет, который на республиканском конкурсе занял первое место. И это определило всю его дальнейшую судьбу. Все понимали, что перед ними талантливый человек, да он и сам ощущал свой дар...
О ДАРЕ

- Конечно, это же всегда чувствуется, если делать что-то лучше других. Я с восьми лет хотел стать художником, да и рисовал везде и всюду. В 12 лет сделал из гипса бюст А.М.Горького, который поставили в учительской, берегли. Знаете, из детского дома я написал бабушке письмо и попросил ее отправить мне посылку не со сладостями, как другие дети, а с кистями и красками. Причем это был такой длинный список, что учительница удивлялась: "Откуда же она возьмет столько денег?" Но бабушка моя как-то умудрялась из своей небольшой пенсии выкроить необходимую сумму и привозила мне в детдом не только свои вкусные пирожки, но и заказанные мной краски и кисти. Так что
я тот самый хроник и есть: хронически занимаюсь искусством.

О КАРЬЕРЕ ХУДОЖНИКА

- Вот уже много лет я все думаю: что такое карьера? Даже купил книжку Бердяева "Смысл творчества". Вот, дочитаю ее, найду в ней ответ на вопрос в чем смысл творчества и, может быть, заодно что-то про карьеру узнаю. Хотя, по-моему, искусство и карьера вещи несовместимые.

ОБ ИДЕАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

- Хм, да нет, на самом деле просто хочется сделать какую-то работу, которая уменьшит зло на земле. Идеальное произведение, с моей точки зрения, - то, которое вызывает эстетическое наслаждение и поднимает настроение. В истории искусства - это, конечно же, унитаз Дюшана и "Черный квадрат" Малевича.
Из книги А. Васнецовой:
Валерий Подрядов никогда не устает от своего творчества. С одного переходит на другое и при этом требует от себя профессионального отношения к созданию каждого произведения. Одинокий странник, но не разочарованный художник, испытывает страстную тягу к строительству "своей мечты" - он всегда пытается производить предметы, которые никогда не выйдут из моды. Бесконечное разнообразие старинных моделей вдохновляет его на творчество. Он сочетает прошлое и настоящее, тем самым создает свою эпоху.
О НЕПОСТОЯНСТВЕ

- На самом деле я действительно непостоянен в своем творчестве. Сегодня это может быть живопись, графика, а завтра создание малых архитектурных форм или художественная ковка. И в этом смысле я странник, как называет меня Арина, а я не против, я с ней согласен.

О ВЕЧНОМ

- Да это мечта каждого художника. Знаете, человеку творческому отпущено две жизни. Одна - физическая, которая завершается смертью. Вторая - жизнь его творчества, искусства, она может быть и короче физической или лишь ненамного превзойти ее, а может оказаться неизмеримо продолжительнее любой самой долгой человеческой жизни. Вот умру я, а мои работы останутся и будут жить своей жизнью. Все просто.

ОБ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВЕ

- Веду ли я отшельнический образ жизни? Это правда и неправда. Хотя Эпикур говорил: "Счастливо прожил жизнь тот человек, который хорошо спрятался". Прятаться надо обязательно. Без всякой мотивации, спрятался - счастье, а счастье - когда спрятался. Впрочем, я хожу на выставки своих коллег, но мой комфорт на этих мероприятиях зависит от количества выпитого.

О ДИЛЕТАНТСТВЕ

- Сейчас много дилетантов. Очень много. И, к сожалению, дилетантское искусство сегодня раскручено профессионалами своего дела. Они могут найти художника, возможно, вообще не умеющего рисовать, и сами придумают за него концепцию, а он растягивает залитый красками холст, на котором потом кувыркаются обнаженные девушки, и то, что из этого получилось и выдают за произведение авангардного толка. В искусстве авангарда при наличии денег пробиться может любой. В классической живописи это сделать гораздо сложнее, даже имея талант. В этом и печаль.

О МЕТАЛЛЕ

- Нет, металл - не тяжелый материал. Все зависит от того, какую линию движения вы ему зададите, надо просто вдохнуть в него жизнь, а он сам потом подскажет. Металл дает мне энергию, а чтобы он начал ее отдавать, его надо очень хорошо чувствовать.
Из книги А. Васнецовой:
Талантливый художник Подрядов обладает редким даром - умением. И как здесь не вспомнить строки Н. Гумилева "дать металлу тайну плоти". Может, именно поэтому каждая созданная им композиция обладает каким-то особым обаянием и буквально дышит поэзией жизни. Изощренная пластика сочетается с подлинно ювелирной отделкой деталей, продуманной игрой движения.
Произведения Валерия Подрядова не только достойно украшают современный интерьер, но и придают ему черты неповторимого своеобразия, что особенно ценно в наш век всеобщей стандартизации и унификации. Его работы обязательно станут классикой завтрашнего дня.

Наша встреча с Валерием Подрядовым стала для меня каким-то откровением, некоторые его мысли и рассуждения заставили посмотреть по-другому на, казалось бы, обыденные вещи. Вообще удивительно, как в человеке переплетаясь уживаются и заурядное, и возвышенное одновременно. Одно бесспорно - в душе художника Подрядова живет поэзия, которую он умеет вдохнуть в металл.
Количество показов: 1491
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 53 (1762) от 10.07.2009 г.
Комментарии