По следам ленских писаниц

15.04.2013 
Количество показов: 2107
На заре человеческой цивилизации, когда в долинах великих рек Тигра и Евфрата, Нила и Хуанхэ формировались первые зачатки земледельческих сообществ, берега Лены принадлежали кочевым племенам охотников.
Они не оставили после себя великих пирамид или других мега памятников, дошедших до современности. Но материальная культура, духовный мир тех племен не менее загадочен и удивителен.

Ученый мир только подходит к изучению тех культур, отдельные находки шокируют, имеются подтвержденные артефактами версии, что вовсе не Африка, а территория Якутии стала той колыбелью, в которой появился и встал на ноги человек.

О чем рисовали предки

Если предметы из археологических раскопок простому человеку увидеть не так просто, то петроглифы (или по-другому писаницы) доступны каждому.
Петроглифами называют наскальные изображения. В основном, это изображения животных — оленей, бизонов, сохатых, встречаются и такие, которые ныне на земле уже не водятся, — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры или фантастические образы. Изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, ритуальных масок. Позднее, в эпоху неолита, на скалах стали появляться сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и каких-то малопонятных обрядов, сокровенные письмена или послания.

Подобных писаниц на территории нашей республики сотни. Одна из таких писаниц в верховьях Лены послужила прообразом для герба нашей республики. Сегодня писаницы - это археологические памятники, охраняемые законом. 
 
Недавно корреспонденту нашей газеты посчастливилось принять участие в паспортизации культурных памятников республики и в том числе сохранившихся писаниц, которую проводили для Министерства культуры РС(Я).


Потерянная писаница

Настоящих древних петроглифов я никогда не видел, потому и напросился в компанию к якутским археологам Александру Степанову, Николаю Черосову и краеведу Александру Дьяконову.
Им предстояло проверить сохранность писаниц, расположенных у сел Тит-Ары и Синска. Данные писаницы были открыты и описаны археологами уже давно, занесены в различные справочники и каталоги. Мне казалось, а что их проверять, уж коли они простояли три тысячи лет, то и нечего им не сделается еще, как минимум, тысячу лет. Но оказалось, что не все так просто. И на первой экспедиции нас ожидало огромное разочарование. Первую писаницу у села Тит-Ары, открытую и исследованную археологической экспедицией ЯГУ под руководством к.и.н. Н.Н. Кочмара в 2001 году, уже никто и никогда не увидит. Там, где на скалах были древние рисунки, прямо на берегу Лены, где был небольшой распадок безымянной речки, стоит карьер базальтового завода. 

В общем, про базальтовый завод и нано технологии я слышал много, но то, что сырье для своих утеплителей они берут с разработок, расположенных прямо на берегу реки, я даже представить себе не мог. Ведь попробуй сегодня банальную избушку поставить в пределах водоохраной зоны - засудят экологи. А тут целый карьер с сопутствующими взрывными работами и вахтовым поселком. Но это отдельная тема для разговора. Могу разве что сказать, что у карьера имеются все разрешения, и формально он не нарушает никаких законов. 

Прецедент страшней урона

Пока Николай Черосов разбирался с руководством карьера, я поинтересовался, насколько большой урон был нанесен науке разрушением писаницы. Зам. директора музея археологии, этнографии и высшей школы Александр Степанов без лишнего драматизма пояснил, что погибшая писаница была маленькой. Научная ценность ее, соответственно, небольшая. И учитывая, что именно она, а не какая-либо другая пошла в расход в угоду развития республиканской промышленности - это утешительный факт. На утерянной писанице было две плоскости с рисунками, нанесенными красной охрой. Писаница была сильно фрагментирована, удовлетворительно сохранилось только маленькое изображение одного животного, предположительно лося, нарисованного силуэтным стилем, также отдельные фрагменты и пятна - остатки каких-то рисунков. От рисунков сохранились лишь пятна и фрагменты. Писаница датируется сравнительно-стилистическим методом поздним неолитом (ымыяхтахская культура, III-II тыс. до н.э.). Поднимать большой шум, признался Александр Дмитриевич, конкретно из-за этой писаницы - просто нет особых оснований. 

Но суть заключается в самом прецеденте уничтожения объекта археологического наследия (которые, согласно ФЗ-73 статьи 4, являются объектами федерального значения) без предварительного археологического обследования, т.е. в нарушение ФЗ-73 ст.31, п.1 (Историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов). Заключение экспертизы об отсутствии объектов археологического наследия является основанием для согласования государственным органом по охране объектов культурного наследия предоставления земельного участка и проведения проектных, землеустроительных, земляных работ и хозяйственной деятельности. К сожалению, о подобной экспертизе строители не подумали. В общем, сама паспортизация таких объектов Министерством культуры задумана для того, чтобы они вошли в реестр охраняемых памятников старины. Чтобы впредь таких инцидентов не было.


Синские чудеса

Огорошенные, мы едем по Лене дальше в Синск. Синская писаница располагается на скалах под селом Синск, на правом берегу реки Синей. Это небольшие известняковые скалы, сбоку река Лена, куда втекает река Синяя, наверху стоят дома, огороды, а внизу -памятник истории. 

Данные петроглифы одни из самых исследованных и известных петроглифов республики. С ними работал еще Г.В. Ксенофонтов в 1920-х годах. Затем исследовались А.П. Окладниковым в начале 1940-х. Раньше наскальные рисунки тянулись непрерывной полосой на 6 м. в длину и 1 м. в высоту. Считается, что синская писаница - одна из лучших по выполнению, это самый характерный для средней Лены образец местных наскальных росписей.
В современном виде рисунки сохранились лишь частично. Но производят 

сильное впечатление. Разглядеть на скалах писаницу - дело не самое простое. Это на первый взгляд скала одноцветная, а если приглядываться, то в ней сотни оттенков, сплетенных в сложную мозаику из трещин, природных узоров из потеков, пятен и прочего. Современные археологи поступают проще: координаты каждого рисунка у них не просто занесены на карту, но и забиты в систему глобального спутникового позиционирования - GPS. Но даже с приборами найти писаницу - задача не из простых. А вот и первый петроглиф – рисунок сохатого красной охрой, рядом охотник с луком и еще несколько фигурок. Люди видны уже плохо, а лось как будто нарисован вчера. Мы с Александром Дьяконовым восторгаемся. Увы, археологи нашу радость не поддерживают. Напротив, они озабочены. По словам Александра Степанова, наш рисунок - это и есть главный и самый ценный фриз синских писаниц. И он на сегодня подвергся значительной эрозии, связанной с карбонатизацией скальной поверхности конкретно в этом месте. Это напрямую связано с нарушением водотока поверхностных вод, питаемых осадками и талыми водами. Нарушение водотока связано, скорее всего, с антропогенным вмешательством. Проще говоря, наверху деревня.

Связь времен

Ищем среди скал другие петроглифы, здесь их немало. Находим настоящую галерею, техника рисунка уже другая, рисунок более позднего периода. Черной охрой по камню нанесены изображения так называемых личин, фигурки людей, круги, кресты. Если с лосем все более или менее понятно, то сакральный смысл и значение этих петроглифов вряд ли будет разгадан до конца наукой. 

Мы живем в суетливом мире, строим планы от зарплаты к зарплате, от отпуска к отпуску, подчиняясь законам своего общества, не заглядываем далеко вперед и не оборачиваемся назад, не задумываясь особо, каким будет мир через сто лет, или о чем думали люди тысячу лет назад. 

Глядя на писаницы, я задавал себе вопрос, а зачем они нужны? У нас уже другие идолы: прогресс, деньги, наслаждения... 

Скала расположена так, что под рисунками получился природный алтарь. Наверное, таковым он и задумывался древними охотниками. Но подношения здесь уже современные: копейки, сигареты, какие-то безделушки. Видно, что это место знают и отдают ему свою дань уважения. И, возможно, древние рисунки - это наши последние нити духовной связи со своим настоящим прошлым. Как самые ценные фотографии в семейном альбоме, когда мы были совсем маленькими.

Начинает смеркаться, мы уже едем домой, мимо проносятся скалы, которым миллион лет, нарисованные несколько тысяч лет назад рисунки, построенные сто лет назад поселки. Ничто не вечно в этом мире...

Количество показов: 2107
Выпуск:  № 27 от 12 апреля 2013 г.
Комментарии