Боги в бане

20.01.2014 
Количество показов: 10719
В последнее время в Якутске появляется все больше возможностей проявить себя разного рода скульпторам, художникам и прочему творческому люду.
Памятники, композиции, скульптуры, архитектурные формы, ледовые композиции. С каждым годом их становится все больше, задумки все разнообразней, а качество исполнения – все выше.

Все сюрпризы от украшателей города мы уже получили – осенью и в преддверии подготовки города к новогодним праздникам. Но уже сейчас в мастерских зарождаются новые идеи и новые скульптуры, которые порадуют горожан в этом году. 

Мы посетили мастерскую довольно известного в городе скульптора Сергея Зубарева, автора и исполнителя таких городских скульптур, как «Мамонтенок» на улице Чиряева, «Карась» на озере Талом. Помимо этого Сергей Анатольевич является автором интересных композиций, которые горожане могли видеть в детском центре «Оранжевый слон», «Афина Паллада» в ТЦ «Палладиум» и многих, многих других, представленных, в том числе, за пределами Якутска.

Ход конем

Первый вопрос «Сколько скульптур лошади довелось сваять в честь символа наступившего года?» Оказалось, пока ни одного, что весьма удивительно. Ведь кони, лошади, упряжки, тройки смотрят на нас со всех сторон.

Сергей Зубарев:
- Всему свое время. Сейчас я работаю над проектом «Якутская лошадь, бегущая по снегу». Так сказать, капитальный объект, монументальная вещь. Ведь якутская лошадь – символ не одного года, а бренд всей республики.
- Если не секрет, то кто заказчик и где она будет стоять?
- К сожалению, заказчика на эту работу пока нет. И я боюсь, как бы она не повторила судьбу оленя и некоторых других работ, которым так и не суждено было увидеть наш город с почетных мест на постаментах.
- Зачем же тратить на это время и силы?
- Просто я «вижу» эту лошадь в нашем городе и считаю, что эта скульптура должна занять свое достойное место среди всех прочих скульптур, композиций и символов. Тем более, я уверен, что она пригодится для осуществления замысла Айсена Николаева, целенаправленно осуществляющего городской проект по насыщению нашего города малыми архитектурными формами.
- На какой стадии сейчас эта скульптура?
- На стадии детальной проработки макета. Все-таки создание скульптуры – дорогостоящая затея, и одного замысла скульптора всегда недостаточно для воплощения всей задумки, какой бы хорошей и нужной она ни была.

Незаконченная история оленя

- Вы обмолвились о судьбе оленя, как я понимаю – одной из ваших затей, которая так и не была воплощена в жизнь.
- Однажды ко мне обратился заказчик с просьбой сделать скульптуру оленя в натуральную величину, максимально приближенную к оригиналу, ведь олень для нашего северного края – тоже символ и бренд. Я с большим вдохновением взялся за эту работу и в кратчайшие сроки изготовил скульптуру в мягком материале, кстати, за свой счет. Так же ударными темпами снял гипсовую форму для последующей отливки в бронзе. Но заказчик вдруг потерялся, так и не оплатив расходов. Честно, этого оленя я готов был бы предложить любому другому заказчику, но судьба распорядилась иначе. Мне поступил заказ другого рода, и для его исполнения мне необходимо было изъять материал из оленя, и готовая скульптура пошла под нож. Гипсовые формы для отливки сохранены, и продолжить работу можно хоть сейчас, работа на высокой стадии готовности, и закончить ее можно в течение всего лишь месяца. Но пока он, увы, не восстребован, и оценить его можно лишь по фотографии. Все-таки стоимость изготовления одной скульптуры такого размера обойдется заказчику порядка 2 миллионов рублей – если делать в бронзе, в бетоне – тысяч 800. Я все еще надеюсь, что олень оживет из груды черепков и украсит улицы моего города.
- Что ж, и мы будем на это надеяться!

Тити и Нефертити

Однажды мне довелось видеть двух парней, которые ваяли скульптуру прекрасной полуобнаженной дамы, с большим вдохновением формируя ей грудь голыми руками, измазанными гипсом. Эта история вспомнилась мне, когда Сергей Анатольевич показал фотографии последних работ, которые выполнялись на частном объекте – в сауне по улице Бабушкина.

Дело в том, что заказчик, владелец сауны, проникся тайнами египетского искусства до такой степени, что решил воплотить их в нашем далеком от пирамид краю, создав буквально «филиал» Каирского музея в якутской бане. Друзья даже прозвали его «египтологом», ведь он лелеял эту идею несколько лет. Надо сказать, ему удалось воплотить свою мечту руками наших, якутских мастеров, художников, скульпторов, резчиков по дереву. Ну, и, конечно же, свою руку здесь приложил и наш герой. В частности, к самой великой Нефертити.

- Это уже не первая моя работа в данной направленности, во многом копирующая каноны египетского творчества воплощенная в жизнь. С самим понятием «Египет» связаны такие общепринятые представления, как жара, нега, своеобразные комфорт и роскошь. Сама идея пройти и повторить путь древних ваятелей, создавших величайшие произведения искусства, которыми восхищается весь мир, была для меня очень заманчива, и я был рад предоставленной возможности претворить ее в жизнь. Так, например, здесь же, кроме царицы, моими руками сделаны барельефы с изображениями Осириса, Изиды, Анубиса и стражей.
- Сложно воссоздавать Египет?
- Египетские ваятели разработали правило золотого сечения, нашли несколько скульптурных приемов, которые применяются до сих пор и широко известны нам. Египет завораживает! Ведь как иначе можно было бы объяснить небывалый поток туристов со всего мира, которые съезжаются в Египет, знакомятся с историческими ценностями, великим наследием тысячелетий известных ныне мастеров. Работа, которую мне удалось провести была интересной, творческой и очень захватывающей, хотя бы в том, что бы попробовать перенести плоскостное изображение в объемное. Передать в маленьком помещении всю игру света, объемов и творческих подходов было само по себе нелегкой задачей, которую, надеюсь, я все-таки успешно осуществил. Тем более, что заказчик побывал в Египте, видел подлинники, овеянные духом времен.

От мечты до реальности

Египет в Якутске заинтриговал. Сам директор заведения, представившийся Константином, не скрывает своего восторга от воплощения идеи:
- Я рад, что благодаря чудесным мастерам, проживающим у нас в Якутске, удалось с исторической точностью воспроизвести многие декоративные элементы и предметы обстановки здесь, в небольшом пространстве. Я благодарен резчикам по дереву, сделавшим двери, лестницу, элементы обстановки на столько точно, насколько это было возможно. Особая благодарность Зубареву Сергею за проявленную им увлеченность, преданность и мастерство.
Действительно, страна фараонов здесь ощущается и в караоке-зале, и в солярии, и в самом бассейне, выложенном мелкой мозаикой. Картины, статуи, папирусы... Оказалось, Константин лично несколько раз посещал Каирский музей, приобретал статуэтки, литературу, материалы, настоящие папирусы, возвращался снова и снова, чтобы дополнить коллекцию подлинных артефактов. Так поступают действительно увлеченные люди, которые поставили бизнес на служении искусству. Так делает, к примеру, известный якутский ресторатор Александр Скрипин, который для каждого нового проекта собирает по крупицам элементы интерьеров своих проектов.
- Как вам удается совместить современные технологии и такой архаизм, как египетское искусство?
- На самом деле все очень просто, то, что сейчас делает техника, раньше делала природа. Щедрое египетское солнце заменено разнообразным ассортиментом ламп. Полноводное течение Нила заменили могучие насосы, мощности которых хватает даже для создания трехметрового водопада.
Действующий водопад послужил прекрасным дополнением к очередной работе Сергея Зубарева - стилизованному гроту, оснащённому подсветкой и воздушными потоками, создающие необычные эффекты для одного из главных символов Египта - «Глаз бога РА». Впрочем, мы тоже немного увлеклись.

Количество показов: 10719
Выпуск:  № 4 (2229) от 17 января 2014 г.
Комментарии