Взрыв в тишине

31.01.2011 
Количество показов: 1338
Под занавес рабочего дня в Москве в самом начале недели - в понедельник, 24 января, в международном аэропорту «Домодедово» прогремел взрыв. Погибли десятки людей, более сотни человек ранены. Следственный комитет России оценил это как террористический акт.
Гром грянул, и транспортную милицию тряхнуло

Как показывает практика, к сожалению, лишь после какого-либо громкого ЧП на местах начинается суета: пожарные повально проверяют клубы и интернаты, проходят учения по разгону массового беспорядка на улицах и т.д. Так и на сей раз. Во всех аэропортах, на других крупных транспортных узлах введен особый режим. Не обошлось и без репрессий. Уволены начальник Управления ВДТ по Центральному федеральному округу, начальник линейного управления ВДТ в аэропорту «Домодедово» и два его заместителя. Надо полагать, на этом карающая рука не остановится, под президентский «Тряхните транспортную милицию!» полетит еще немало голов. Президент Медведев настроен решительно, вплоть до уточнения ответственности лиц, отвечающих за обеспечение безопасности на транспорте в правительстве. Прокуратуре и следственному комитету президент поручил рассмотреть вопрос об уголовной ответственности таких лиц, а Счетная палата начала проверку целевого расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение безопасности в «Домодедово». Сегодня все вспоминают предновогодние события в этом аэропорту и произошедшие в нем несколько лет назад террористические акты…

Но жизнь, к сожалению, показывает, что проходит некоторое время в усиленном режиме и ответственности, затем наступает тишина и всеобщая расслабуха, теряются контроль и бдительность, пока снова где-нибудь не грянет…

Усилили или нет?

О том, что милиция работает в усиленном режиме, обычно мы догадываемся от возросшего количества сотрудников правоохранительных органов. Кто знает, может, количество и обеспечивает качество… К примеру, на следующий же день после взрыва в «Домодедово» в 21.00 был поднят по тревоге весь личный состав транспортной милиции Якутска по причине обнаружения бесхозной сумки на прилегающей к аэровокзалу территории. К счастью, все обошлось. Взрывотехники ОМОН подтвердили отсутствие опасных предметов внутри сумки. В результате скрупулезной работы оперативников транспортной милиции еще до наступления полуночи сумка была опознана и возвращена законной владелице, прибывшей из Оленька. Однако, по мнению начальника Северо-Восточного линейного управления внутренних дел на транспорте Александра Горбунова, из-за 14-процентного сокращения и без того немногочисленного штата на практике пришлось столкнуться с рядом сложностей. А в этом году вновь предстоит дополнительное сокращение еще на 10%, и оно будет еще ощутимей, «по живому».

Как известно, в аэропорту Якутска специального павильона для встречающих и прибывших пассажиров нет. Встреча родных и близких происходит на улице, где, конечно, нет ни интроскопа, ни милиционера с металлоискателем. «Клондайк» для террориста.

Вопросами безопасности пребывающих в зданиях аэропорта Якутска граждан задались и мы. Побывав рано утром в здании аэропорта, усиленный режим корреспондент «ЭС» испытала на себе, снимая верхнюю одежду. Осталь- ное по-старому – металлоискатель и… в принципе, все. Милиционеров много не было, да и собак в обозримом пространстве также не наблюдалось. Так какие конкретные действия подразумеваются под словосочетанием «усиленный режим»? И как обеспечивается наша безопасность?

За ответами «ЭС» обратилась в Северо-Восточное УВД на транспорте и Министерство транспорта республики.

К сожалению, Служба авиационной безопасности и генеральный директор аэропорта «Якутск» отказались от комментариев.

Министр транспорта, связи и информатизации РС(Я) Семен Винокуров:
- Усиленный от обычного отличается тем, что при усиленном контроле проверке подвергаются не только пассажиры, их багаж и груз, перевозимый воздушным транспортом, но и все сотрудники аэропортов, авиакомпаний. Можно сказать, что обычные пассажиры этого не видят и не увидят. Интроскоп и контроль на входе в аэропорту Якутска есть. Видеонаблюдение идет круглые сутки. В связи с усилением режима вылетающим пассажирам настоятельно рекомендуется приезжать в аэропорт заблаговременно. Напомню, что регистрация на рейсы в аэропорту «Якутск» начинается за три часа и заканчивается за 40 минут до вылета.

К сожалению, изначально так сложилось, что в аэропорту Якутска встреча производится на улице. Пока все остается без изменений. Ситуация изменится лишь с вводом нового здания. Но на привокзальной площади усилен контроль сотрудниками МВД. После прилета всех пассажиров к выходу провожают сотрудники службы безопасности.

У всех авиапредприятий имеются планы безопасности. План каждого предприятия ежемесячно рассматривается руководителями на соответствие требованиям. В скором времени выйдет новое постановление правительства республики, где будут полностью отражены мероприятия по обеспечению безопасности.

В новом здании строящегося двухэтажного аэровокзала с пропускной способностью 900 пассажиров в час, в том числе 200 пассажиров в час на международных линиях, предусмотрено всё, что на сегодня требуется в суперсовременных пассажирских терминалах. Здание будет оснащено современным оборудованием, с использованием передовых технологий разработок, на основе лучшего зарубежного и отечественно опыта. Зона встречающих и провожающих, получение груза - все будет внутри здания. Планируется, что данная зона будет находиться на первом этаже нового терминала. Существующее здание планируется полностью отдать международным авиалиниям. Внутри будет проведена реконструкция, там будут располагаться все спецслужбы. То есть все будет сделано для максимального удобства и комфорта. Сейчас строительство нового аэровокзального комплекса продолжается. Объект будет введен в эксплуатацию к июлю 2012 года.

Начальник Северо-Восточного линейного управления внутренних дел на транспорте Александр Горбунов:
- Понятие «усиленный режим несения службы» не подразумевает каких-то принципиальных отличий от ежедневного выполнения задач по обеспечению общественной безопасности. Понятно, что вводятся дополнительные маршруты патрулирования, происходит усиление досмотровой службы путем привлечения сотрудников всех подразделений линейного УВД на транспорте, включая криминальную милицию, штабные и тыловые подразделения, кадровую службу. Кроме этого, возрастает нагрузка на оперативно-розыскные службы, увеличивается количество запрашиваемой и обрабатываемой информации. Усиление введено во всех линейных подразделениях и продлится до особого распоряжения.

- Как ведется совместная работа со службой безопасности аэропорта?
- Вопрос очень важный, особенно в свете неприемлемого, на мой взгляд, негативного маятника мнений, свидетелями которого мы все стали после теракта в «Домодедово». У генерала Акулова, которого считаю своим учителем, была такая фраза «А почему раньше не сделали?». Звучала она всегда очень жестко в процессе разбора полетов и показывала абсурдность и беспомощность каких-либо оправданий.

Псевдовзаимодействие на объектах транспорта грозит необратимыми последствиями. Понятно, что в Северо-Восточном ЛУВДТ эти вопросы всегда звучали весомо, хотя, надо признать как есть, и проблем всегда хватало. Самых разнообразных: начиная от ссылок на «недостаток финансирования» до откровенного формализма в принятии управленческого мер в ответ на представления, вносимые нашим ведомством. К слову, только в прошлом 2010 году линейными подразделениями в адрес руководителей транспортных предприятий подготовлено порядка 50 представлений по устранению выявленных недостатков состояния досмотра, пропускного и внутриобъектового режима. Нами подробно рассматривался и каждый случай проверки бдительности САБ (Служба авиационной безопасности – прим. авт.) с имитацией проноса через зону досмотра запрещенных предметов. Ответные меры принимаются в большинстве случаев, хотя и здесь есть, к сожалению, исключения. Некоторые руководители не совсем адекватно реагируют на такие пристрастные обращения. Следует отметить, что если оснащение досмотровой техникой аэропортов заметно изменилось в лучшую сторону, то соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов по-прежнему является одним из главных факторов, снижающих их безопасность. В первую очередь, это касается неудовлетворительного состояния периметрового ограждения аэропортов. В последние годы нами регистрировался незначительный, но стабильный рост фактов незаконного нахождения на территории аэропортов. Совместная работа со службами авиационной безопасности начинается, как видят все якутяне, со входа в аэровокзалы, где совместный досмотр ведут сотрудники милиции и специалисты САБ. Хотел бы напомнить, что с 1997-го по 2005 год (период, когда по России прокатилась волна терактов) линейная милиция в рамках действовавшего тогда федерального законодательства была вообще выведена из состава досмотровых подразделений. Только после марта 2005 года начали обучать милиционеров в созданных в системе ОВДТ службах.

- Какие предложения внесены вашим ведомством при строительстве нового здания аэропорта?
- Предложения касаются предоставления и соответствующего оборудования всем необходимым комнат для личного досмотра граждан, помещения дежурной части. Кроме этого могу отметить, что благодаря «Программе по профилактике правонарушений в РС (Я) на 2009-2011 годы» на сегодняшний день приобретено 80 камер наружного видеонаблюдения и приборы для обнаружения взрывчатых веществ. Таким образом, укреплены линейные подразделения в столице республики (аэропорт, речной порт), в Олекминске, Жатае, Чульмане, Томмоте, Мирном, Тикси, Ленске, Полярном.

И напоследок

«Терроризм остаётся главной угрозой безопасности нашего государства, главной угрозой для России, для всех наших граждан, - подчеркнул Дмитрий Медведев на состоявшейся 25 января встрече с руководством ФСБ России. - В 2010 году количество террористических актов увеличилось. Для ФСБ и Национального антитеррористического комитета, для других правоохранительных структур это самый серьёзный сигнал. В мире, к сожалению, ещё никому не удалось снять террористическую угрозу в своей стране. Нет таких стран. Но минимизировать её можно только в результате эффективной работы всех правоохранительных структур и особой бдительности всего гражданского общества, бдительности всех и каждого».
Количество показов: 1338
Выпуск:  Выпуск № 5 от 28.01.2011 г.
Комментарии