Что с детьми?

29.04.2011 
Автор: Ефимова Ирина
Количество показов: 4488
Пятиклассницы прилюдно издевались над девочкой 11 лет.
Советские дети, дети перестройки хорошо помнят фильм «Чучело» - это был шок, мы плакали в кинотеатрах, увидев себя со стороны…

Оказывается, по сравнению с тем, что происходит здесь и сейчас, это были невинные шалости.

11 апреля в Мархе произошел вопиющий, дикий случай. Группа школьников издевалась над 11-летней девочкой. Избиение и унижение ребенка происходили на улице, неподалеку от школы. Начали «разборку» ровесницы девочки, позже к ним присоединились множество зрителей и «сочувствующих» постарше. Всего свидетелей оказалось 22 человека – ученики 5-х и 8-х классов.

Кто-то из них молча стоял и смотрел на происходящее, кто-то посмотрел и ушел, а кто-то вслух подавал идеи, как еще можно унизить ребенка – заставить его есть собачье дерьмо, раздеться догола, потанцевать… Ни один из детей или подростков не вступился за не знакомую им девочку – ученицу соседней школы, не позвал на помощь взрослых.

Напротив, многие школьники увлеченно снимали происходящее на камеры мобильных телефонов. Некоторые показали вечером запись родителям. Родители двоих детей отреагировали одинаково: «Сотри немедленно», но одна из родительниц на другой день все же передала запись в школу. Просмотрев шокирующее видео, руководители школы начали внутреннее расследование, составили список участников, а вечером 14 апреля сообщили об инциденте в городское Управление образования.

В этот же день там вышел приказ о создании комиссии, а назавтра информация из ГУО ушла в прокуратуру, в Министерство образования, в комиссию по делам несовершеннолетних. К этому моменту из школы было получено письменное уведомление с полным списком участников.

Начальник городского Управления образования Евдокия ЕВСИКОВА:
- В субботу, 16 апреля, Управление здравоохранения по нашей просьбе организовало медицинское обследование пострадавшей девочки в инфекционном бактериолого-диагностическом отделении. При малейшем намеке на проявление какой-нибудь болезни девочку были готовы положить в детскую инфекционную больницу, хотя бы для того, чтобы ребенок сменил обстановку. Но поскольку на первичном осмотре состояние ребенка было признано удовлетворительным, мать девочки не сочла необходимым оставлять ее в больнице для более глубокого детального обследования. Также по рекомендации школьного психолога девочке было предложено на какое-то время перейти на семейную форму обучения, но она отказалась и продолжает ходить в школу.

Сейчас с пострадавшей школьницей и ее матерью (у нее тоже выявлены признаки стресса) работает психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков Якутска Любовь Колодкина. Первая консультация состоялась 19 апреля и длилась три часа. Положительный эффект от беседы с психологом проявился в первый же день: девочка перестала жаловаться на проблемы со сном и отсутствие аппетита. Психолог отмечает, что ребенок контактный, общительный. Девочка очень привязана к маме и при этом с удовольствием ходит в школу.

С середины мая пострадавший ребенок примет участие в республиканской медико-реабилитационной психолого-педагогической программе «Кэскил». А с 15 июня она на два сезона поедет в один из лагерей детского отдыха. Там ее будут наблюдать, а осенью работа с психологами продолжится. По словам Любови Колодкиной, реабилитационный период в подобном случае может длиться и полгода, и год – все индивидуально, и зависит от психологических особенностей конкретного ребенка.

Что касается остальных участников этой жуткой истории, то 18 апреля состоялась выездная комиссия по делам несовершеннолетних, куда пригласили всех 22 детей и их родителей.

Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Татьяна ПОТАПОВА:
- Пришли не все. Родители главных зачинщиц просто не явились. Большинство пришедших на заседание выгораживали, защищали своих детей. «Мой ребенок просто смотрел, он ничего не сделал, за что его наказывать?». Некоторые демонстративно поглядывали на часы. Мы специально подвели ситуацию к тому, чтобы дать родителям возможность извиниться перед присутствовавшей матерью пострадавшей девочки. Извинения принесла только одна женщина. В возбуждении уголовных дел об унижении чести и достоинства и нанесении телесных повреждений нам отказано за недостижением возраста ответственности. 10 родителей привлечены к административной ответственности, это единственная в данном случае мера воздействия. Статья предусматривает штраф, стыдно сказать, от 100 до 500 рублей. Впрочем, эта запись будет занесена в личное дело, и в последующем эти люди не смогут устроиться на ответственную работу.

Самое печальное, что это, по сути, обычные дети, из обычных семей, которые считаются благополучными. Большая часть из них не состоит ни на каком учете, хорошо учатся, имеют положительные характеристики.

Дети – это срез общества. Судя по мархинскому инциденту, по недавним случаям издевательств над учителями – наше общество глубоко больно. Пройти мимо, когда толпа издевается над слабым, считается нормой. В определенном возрасте дети были жестоки всегда, достаточно вспомнить классику – того же «Повелителя мух». И в этот период им особенно важны поддержка и пример неравнодушных взрослых: будь то учитель, родитель или просто старший товарищ. Без этого мы получим страшный результат, общество, построенное целиком на насилии.

Психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков ГО г. Якутск Любовь КОЛОДКИНА:
- Некоторые из свидетелей этого инцидента позже говорили, что им стало жаль девочку, и поэтому они не стали смотреть дальше и ушли. Может быть, они не обратились за помощью к взрослым еще и потому, что не были уверены, что они найдут понимание? Мы не так давно делали выборочный опрос 1000 детей в 10 городских школах – учащихся 5-11 классов спрашивали о детско-родительских взаимоотношениях. Среди 5-7 классов лишь 2,5% положительно охарактеризовали свои отношения с родителями, 96% дали негативную оценку, остальные затруднились ответить. Среди старшеклассников (8-11 класс) не было ни одного положительного ответа. Это ведь о чем-то говорит.

Как известно, школа только корректирует то, что закладывается в семье. Но и с педагогов вины за происходящее никто не снимает. Сейчас пять педагогов школы, где учатся эти дети, получили выговоры и взыскания. В том числе школьный психолог, завуч по воспитательной работе и классный руководитель зачинщиц (кстати, он в этой должности уже восьмой (!) по счету). Комиссия будет работать до 20 мая, и какие меры примут по отношению к директору, сказать пока сложно, говорит начальник Управления образования.

Комиссию возглавляет заместитель главы по социальным вопросам Юрий Баишев. Скорее всего, в ближайшее время будет решен вопрос об установке системы наружного видеонаблюдения в этой школе – возможно, развитие конфликта удалось бы пресечь. Поставлен вопрос о создании в Мархе филиала спортивной школы, чтобы занять детей.

Напрашивается вопрос, куда же смотрят школьные психологи? Ведь такая штатная единица есть в каждой школе. Штат есть, а вот стандартов деятельности школьной психологической службы, как оказалось, нет. И не только у нас, но и в целом по России. Поэтому школьные психологи зачастую сами находят себе занятия исходя из своих склонностей, интересов, способностей – кто-то занимается с одаренными детьми, кто-то работает исключительно с первоклашками по адаптации к школе, кто-то, напротив, предпочитает заниматься профориентацией со старшеклассниками.

Работа социально-психологической службы в школе должна быть комплексной, системной, должна работать в связке психолог – социальный педагог – классный руководитель. Сейчас, по словам Евдокии Евсиковой, такие стандарты разрабатывают психологи ЦППРиКДП. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Количество показов: 4488
Автор:  Ефимова Ирина
Выпуск:  Выпуск № 31 от 29.04.2011 г.
Комментарии