Площадки без присмотра

26.09.2011 
Количество показов: 9503
Никогда еще в Якутске не строилось такое количество детских и спортивных площадок, как в последние два-три года.
Так что жаловаться горожанам, в общем-то, и не на что – площадки строятся у нас с завидным постоянством. Но по странным обстоятельствам они исчезают также быстро, как и появляются. Почему? В этом мы и попытались разобраться.

Негласный бесхоз

Нет в Якутске бесправнее объекта, чем обычная детская площадка в городском дворе. Редкий случай, когда после строительства или капитального ремонта ее берет на обслуживание какое-нибудь ТСЖ – просто так, не по документам, а по доброте душевной. В остальных случаях сразу после торжественного перерезания ленточки площадка остается на произвол судьбы. Больше никто не хочет нести за нее ответственность. Ведь любая ответственность – это в первую очередь деньги. А где их взять? Попытавшись изучить опыт других городов РФ по обращению с детскими и спортивными площадками на практике, мы узнали, что без принятия кардинальных мер по их судьбе со стороны муниципалитета площадки являются негласным бесхозом везде.

На координационном совете по улучшению ЖКХ, что создан при зампреде Павле Маринычеве, автором этих строк было внесено два варианта решения вопроса с детскими и спортивными площадками в городских дворах. Либо включить стоимость их обслуживания в квартплату (в минимальный перечень жилищных услуг) и требовать их обслуживания с УК (ТСЖ). Либо передать на обслуживание какому-либо специализированному предприятию (например, МУ Главстрой или МУ СЭГХ) и финансировать содержание площадок из городского бюджета.

Среди членов комиссии раздались робкие восклицания «А зачем пенсионеру содержать площадку?» - как будто у нас в домах живут сплошь пенсионеры, и дети совсем не рождаются. В итоге вопрос вообще сняли с рассмотрения, тем самым бросив площадки на произвол судьбы – к чему они, собственно, привыкли.

Чьи по закону?

Отметим, что в настоящий момент действующее законодательство (жилищный кодекс РФ, ст. 36) чётко регламентирует, кому принадлежат детские площадки и кто несёт за них ответственность. Если участки размежеваны и придомовой территорией распоряжаются жильцы, то они и должны выделять средства на содержание площадки, исходя из решения общего собрания собственников, опять же. Решат – будут, а нет, так нет? Фактически лишь единицы площадок на сегодня обслуживаются за счет собственников, и, надо заметить, вполне успешно. Остальным, мягко говоря, наплевать – ну, построили и построили. Одни, у кого дети есть, воспринимают их как должное, а другие считают, что лучше было бы гараж поставить…

С учетом того, что межевание всех городских земель на данный момент представляется финансово затруднительным для муниципалитета, то он и должен взять на себя ответственность за содержание этих площадок, но это опять же финансово затруднительно....

Только вот любая территория с конструкциями – это объект. Объект должен иметь санитарный и технический паспорт – его топосхему, перечень и планировку расположенных объектов, их техническое состояние, сведения о производимых ремонтах, покрасках, частоте смены песка… О паспортах площадок в Якутске многие слышат впервые. Правда, лет пять назад управы собирали такую информацию, но куда-то она вся потом девалась и паспортами так и не стала – вся закавыка в средствах. Вернее в их отсутствии.

Чьи фактически?

За комментариями по ситуации с детскими площадками мы обратились в самые разные городские инстанции и даже получили ответы. Неутешительные.

Управы городских округов не получают бюджетных средств ни на паспортизацию объектов, ни на их содержание. Уборка должна производиться дворниками тех домов, рядом с которыми площадки расположены, а обслуживание в теории производиться не должно никем, если жители этого дома не оплачивают дополнительно «содержание придомовой территории и объектов благоустройства».

Работники городских управ периодически выходят на субботники с целью прибраться на кое-каких площадках, кое-что покрасить, кое-что выкинуть, кое-что подремонтировать – исключительно по альтруистическим соображениям и в меру своих физических возможностей, ибо никакого обязательства по уходу за детскими площадками в их регламенте работы не прописано.

В МУ СЭГХ среди бесхозных объектов площадки тоже не значатся – им своих труб и сетей хватает, а денег на их содержание, как обычно, мало.

В МУ ЕДДС ответили, что заявки на ремонт площадок принимаются и фиксируются в журнале. Затем они перенаправляются УК и ТСЖ по адресу этих площадок. Ремонтируют ли их, никто не проверяет.

В МУ Главстрой откровенно порадовали, заявив, что впервые в этом году на ремонт 30 площадок целенаправленно были выделены деньги за счет раздела «Столичные функции», а обычно деньги по этой статье выделяются на более капитальные объекты. Будут ли деньги на площадки в следующем году – вопрос открытый.

Конечно, дело хорошее – ухаживать раз в год за 30 площадками, но поставить на поток это начинание пока не удалось.

А если серьезно?

В МУ ДЖКХ проблемой и судьбой детских площадок озаботились давно. Еще в феврале этого года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Якутска разработан порядок передачи объектов благоустройства (в том числе и мест отдыха детей) на баланс собственников жилья многоквартирных домов. Чтобы учесть интересы и мнение самих горожан, было организовано широкое обсуждение этого вопроса в Интернете на самом популярном форуме. Увы, все обсуждение началось и закончилось фразами типа: «Зачем нам ваши площадки? Сами с ними возитесь!».

Елена Парникова, юрист ДЖКХ:
- Основания для содержания объектов благоустройства собственниками на придомовой территории имеются. В течение двух последних лет обустройство детских площадок в том числе финансируется из бюджета города Якутска. Площадки ремонтируются, где-то построены новые. И в результате объекты брошены на произвол судьбы, имеются уже разрушенные.

Однако содержание общего имущества собственников многоквартирных домов (в том числе объектов благоустройства) за счет средств муниципалитета противоречит законодательству. Согласно ЖК РФ площадки должны принадлежать собственникам. Отрицательная позиция граждан в данном вопросе не решит проблему, а лишь усугубит, так как политика государства направлена на повышение самосознания, гражданской ответственности и понимания того, что теперь каждый человек несет ответственность за то, что происходит у него в доме с ЕГО имуществом.

За свой счет собственники площадок не строят, их строит муниципалитет, спонсоры – если мы не говорим о новостройках. Площадка требует постоянного содержания. Было бы идеально, если бы собственники, заинтересованные в наличии детской площадки, договорились между собой об этом. Закрепить за управляющими организациями или ТСЖ обязанность по содержанию такой площадки представляется затруднительным. Дело в том, что возведенная не на средства собственников помещений и не переданная в надлежащем порядке в их собственность детская площадка не может быть отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, собственно говоря, только со стороны самих собственников – только они могут оформить свою землю на себя. Только они могут принять решение на общем собрании.

- Боюсь, что на общем собрании жильцы с детьми будут иметь наименьшее количество голосов. У нас ведь чуть что, сразу прикрываются «пенсионерами».
- Объекты благоустройства многоквартирного дома (МКД) - это объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

- То есть решение принято?
- Решение с нашей стороны не найдено, нормативный акт не прошел согласование по инстанциям. Вся закавыка в земле. Чтобы собственники могли взять на себя детские площадки, город за свой счет обязан сформировать участки и в готовом виде передать собственникам. А собственники, конечно, должны инициировать передачу.

- Во сколько это обойдется?
- Итак, горожане, то есть собственники, не особо-то хотят брать на себя бремя содержания даже уже существующих новых площадок.

- Но тем не менее в какую сумму обошлось бы нам это содержание?
- По предварительным подсчетам, менее рубля с квадратного метра в месяц. Если более точно – копеек 50 с квадратного метра в большом многоквартирном доме общей площадью 3-4 тыс. кв. метров (4-5 этажей, 4 подъезда). Умножаем на среднестатистическую площадь квартиры в 50 кв. метров, получаем всего 25 рублей, а чем больше дом, тем меньше расходов. Умножим примерную сумму на весь дом – порядка 20 тысяч в год плюс-минус расходы на содержание двора обычной КПД. Два дома скинутся – уже в два раза больше денег, в два раза лучше уход. Но зато у площадки появится хозяин, и уже ничей ребенок не поранится на трухлявых горках. Ну, а если и поранится, будет с кого спросить.

Аурика Стручкова, директор УК «Бюджетник» (16 квартал):
- При строительстве нашего квартала детскую площадку возвел застройщик. В стоимость жилья на квадратный метр объекты благоустройства также входили. Однако при сдаче объектов площадки не были закреплены за жильцами как их собственность. Госстройнадзор аргументировал это тем, что отдельного плана благоустройства по кварталу нет, земли не размежеваны, и передать их собственникам домов не представляется возможным.

Теперь в микрорайоне также была построена современная спортивная площадка, которая не относится ни к одному дому. В данный момент мы как УК на общественных началах за ними стараемся следить, где надо – отправляем своего плотника, дворник тоже наш. Ничего дополнительно они не получают. Но это просто потому, что территорию мы обслуживаем довольно большую, с большим количеством домов. Поэтому полквартала считается негласно нашими. Детей здесь много, и площадки, бесспорно, нужны. Но жители ничего не платят за их содержание. И мы не можем включить этот пункт в квартплату, так как земля, на которой расположены объекты благоустройства фактически ничья, то есть муниципальная. При этом и муниципалитет не выделяет нам никаких денег на содержание. Мы сами предлагали передать нам эти территории в доверительное управление на пять лет, соответственно, площадки должны быть оформлены в ДИО. Этого тоже нет. Поэтому если вдруг возникнет какая-то неприятная ситуация, травма или еще что – мы как УК не собираемся нести за это ответственность. Площадки нам, так же не принадлежат.

Землю – собственникам!

Мы решили идти в этом вопросе до конца – в конце концов, найдется у площадок хозяин или нет? Если все дело в земле под площадки для собственников – хорошо, пойдем в земельный комитет…

Руслан Винокуров, начальник отдела по работе с землеустроительными планами КЗО:
- Мы оформляем землю под многоквартирными домами. Эта задача ставится федеральным законом и ЖК. На эти цели закладываются средства в муниципальном бюджете. Собираем список заявителей, проводим конкурс, и выигравший подрядчик осуществляет эту работу. Определением границ земельного участка вокруг МКД занимается Департамент архитектуры, мы оформляем землю только по готовым представленным документам.

И вот как раз при определении границ есть свои нюансы. Дело в том, что когда, положим, собственники получают землю около дома в собственность, они тут же решают огородить ее забором, шлагбаумы поставить, сдать землю в аренду киоскам, построить гаражи или парковки… площадки их не интересуют. Не все такие, но есть. Федеральный закон четко не обязывает жильцов строить или содержать на участке ту же детскую или спортивную площадку, он ведь позволяет и стоянку организовать. Но вот заборы и киоски прямо запрещает.

- То есть собственники еще не созрели грамотно распоряжаться землей?
- В любом случае какими объектами занять общую территорию, решают непосредственно собственники на общем собрании, и ратующие именно за детскую площадку могут оказаться в меньшинстве. Машин в каждом доме бывает больше, чем детей. Но это теория.

- Является ли она причиной тому, что чаще всего землю собственникам в Якутске оформляют только под зданием?
- На самом деле в половине случаев оформления детские площадки включали. Но также обратите внимание, что согласно старым принципам застройки место под детскую площадку выделялось не каждому дому, а одно – на два, три дома. Как ее делить? К одному дому приписать – пусть забор поставят? Это невозможно. Кроме того, тут каждому дому нужно место под санточку, сети коммуникаций и так далее. Проезды в собственность тоже не оформишь. И с этими вопросами вам следует обратиться в ДАИГ. Мы оформляем лишь по готовым очерченным границам.

- Много ли собственников в Якутске уже имеют личную землю?
- У более 600 домов земельные дела оформлены и поставлены на государственный кадастровый учет. В том числе 210 домов, которые участвовали в программе по реализации ФЗ-185. Работа продолжается. Процесс перехода земли в собственность довольно трудоемкий. Так, у нас в городе вообще собственники только одного дома оформили право собственности на землю в Росреестре, потому что, в конечном итоге, это должен делать каждый индивидуально.

- Можете ли сказать, сколько придется жителям дома платить налога на землю, если они припишут к дому обширную территорию – с детской площадкой?
- Для примера расчета приведем адрес Ойунского, 41 – девятиэтажный дом. В собственность оформлена площадь с учетом места для санточки, детской площадки и стоянки. Удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м умножается на площадь земли и на ставку налога. Ставка земельного налога для МКД самая минимальная – 0,01%. Расчеты налога на землю по этому дому равны 1 817 рублей в год на весь земельный участок. Делим на все 180 квартир поровну (на самом деле надо высчитывать по метражу площади квартир собственников), получаем в среднем по 10 рублей на квартиру в год! Плюс-минус. Разве это большая цена за детскую площадку около дома?

- А если земля под детской площадкой не оформлена, то чья она?
- До разграничения земельный участок остается в государственной собственности, но мы сначала должны доказать, что она муниципальная.

В департаменте архитектуры нам сообщили, что работа с межеванием территорий под многоквартирными домами начата совсем недавно, поэтому рано судить о ее итогах. И поделить участок под детской площадкой можно, а затем содержать ее по договоренности сообща всеми домами. Если под каким-либо домом земля была оформлена только в виде пятна под зданием, в случае разработки плана межевания в этом районе можно будет дооформить землю дополнительно.

И напоследок

В конечном итоге перспективы у детских площадок города довольно радужные – рано или поздно все оформят, хозяев определят, все мы станем платить за их содержание как за общее имущество по закону. А пока…

А пока никто из нас не хочет быть хозяином, детские и спортивные площадки потихоньку стареют и разрушаются, если не находится добрый человек, согласный ухаживать за ними из альтруистических соображений.
Количество показов: 9503
Выпуск:  Выпуск № 73 от 23.09.2011 г.
Комментарии