Хотя частные автобусы осуществляют большую часть перевозок пассажиров в Якутске, муниципальный общественный транспорт еще рано списывать со счетов. " /> Эхо столицы: Юрий Чухно: ЯПАК не может работать себе в убыток | г. Якутск | www.exo-ykt.ru

Юрий Чухно: ЯПАК не может работать себе в убыток

28.08.2009 
Количество показов: 2743
Хотя частные автобусы осуществляют большую часть перевозок пассажиров в Якутске, муниципальный общественный транспорт еще рано списывать со счетов.
Муниципальное предприятие ЯПАК, помимо трех городских маршрутов, обслуживает еще шесть пригородных и три дачных. Но как получилось, что частный транспорт серьезно потеснил муниципальный, и есть ли будущее у городского предприятия? С этими вопросами «ЭС» обратилась к и. о. директора МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» Юрию Чухно.
 

"Мы работаем себе в убыток"

– Юрий Федорович, расскажите – какие главные трудности испытывает ваше предприятие, ведь не секрет, что МУП «ЯПАК» переживает не самые лучшие времена.
– Самая большая проблема – это финансовое состояние предприятия. Дело в том, что ситуация с пассажирскими перевозками сложилась таким образом, что их себестоимость выше, чем тарифы за проезд. Получается, что мы работаем себе в убыток. Каждая перевозка нам обходится дороже, чем мы за нее получаем.

За первое полугодие 2009 года доходы предприятия составили 68,5 миллионов рублей, что на 10 миллионов рублей больше, чем за тот же период 2008 года. Тем не менее, затраты все равно оказались существенные: расходы за первое полугодие 2009 года составили более 79 миллионов рублей. В результате за первое полугодие 2009 года предприятие понесло убытки в размере 10,5 миллионов рублей.
– Почему так получилось?
– По разным причинам. В основном это связано с тем, что мы не можем самостоятельно устанавливать тарифы за проезд, и в то же время нам не компенсируют наши убытки. Я сейчас говорю не о городских, а о пригородных автобусах. Если тарифы на проезд по городским маршрутам повышались неоднократно, то за поездку по пригородным рейсам не изменялись с 2007 года. А ведь с тех пор стоимость топлива, коммунальные услуги, материалы и запчасти увеличилась, причем существенно.

– А разве вам не должны компенсировать затраты, раз уж не дают повысить тариф?
– По идее, конечно, должны, но так вышло, есть тут вина прежнего руководства предприятием, что вопрос о дотации решился только в этом году.

– Странно, что вы еще не обанкротились.
– Да вот выживаем. Правда, ситуация не из лучших. Зарплата низкая, в результате не хватает рабочих кадров. Укомплектованность водительского состава всего 65%. Из-за той же низкой зарплаты у нас почти нет молодых кадров, мало кто соглашается работать за такие деньги, основную массу работников составляют люди, отработавшие на предприятии не один десяток лет.

В 2006 году тариф на городском сообщении был утвержден на уровне 2005 года, что составило 8 рублей, в 2007 году – 10 рублей, в 2008 году – 12 рублей. В 2009 году тариф составил 14 рублей. На пригородных маршрутах тариф был повышен в 2006 году – на 10%, в 2007 году – на 10%. В 2008-2009 гг. несмотря на рост цен на энергоносители, топливо, тарифы на проезд по пригородным маршрутам не изменялись.
– Сколько в среднем зарплата водителя?
– Средняя зарплата водителя 17 тысяч. Этих денег явно не хватает, поэтому многим приходится нарабатывать по полторы-две нормы часов. Нам приходится закрывать на это глаза, ведь по-другому никак. Мы понимаем, что безопасность перевозок при этом страдает, поэтому стараемся по возможности не нагружать водителей. Трудовая инспекция постоянно возмущается, почему мы допускаем переработку. А если не разрешать, то на что жить водителям? Кроме этого, низкая заработная плата негативно отражается на организации процесса перевозок. Нехватка водительского состава влечет за собой перерасход фонда оплаты труда, простои автобусов в технически исправном состоянии.

"Другого пути нет"

– Вернемся к вопросу о дотации. Вам все-таки выделили деньги?
– В этом году город выделил около 10 миллионов, половину которых мы освоили в первом полугодии, сейчас вот получили второй транш. Но ситуацию это не спасает, единственным выходом является повышение тарифов на проезд для пригородных автобусов. Конечно, мы понимаем, что горожане будут недовольны, для многих и существующие тарифы являются высокими, но другого пути нет.

– А что входит в тариф?
– Треть суммы тратится на топливо, еще одна треть уходит на зарплату, прибавьте к этому налоги, расходы на ремонт, содержание и непредвиденные расходы.

– И на сколько вы хотите его повысить?
– Чтобы полностью оплатить все расходы, необходимо его увеличить на 30%. Это значит, если проезд стоит 25 рублей, будет стоить 32 рубля. Но мы понимаем, что на такое вряд ли кто согласится, поэтому настаиваем на повышении хотя бы до 25%. Это даст возможность хоть как-то свести концы с концами. Вопрос о необходимости повышения тарифов уже решен, на днях должны уточнить сроки.

"Мы находимся в разных условиях с частниками"

– А как же коммерческий транспорт умудряется не только выжить без всяких дотаций, но еще и получать прибыль?
– Те, кто сравнивает нас с частниками, не знают истинного положения дел. Дело в том, что мы находимся в разных экономических условиях. На муниципальный транспорт и частный ведется совершенно разное налогообложение. Мы выплачиваем за каждый автобус около 300 000 рублей в год, а частники платят примерно 40 000. Чувствуете разницу? Сегодня в нашем автопарке находится 70 автобусов, за которые мы выплачиваем одних только налогов 21 миллион рублей ежегодно, также нельзя забывать, что в сумму налогов входят еще расходы на социальное страхование, налог на землю и прочее. А если бы МУП «ЯПАК» находился в том же налоговом формате, что и коммерческий транспорт, то платили бы всего лишь 2 800 тысяч. В такой ситуации никаких дотаций и повышения тарифов не требовалось бы.

Когда верстался номер
Стало известно о выходе распоряжения о повышении тарифов на 25% для пригородных автобусов. Проезд подорожает с 1 октября 2009 года.
– А нельзя пересмотреть налоговую схему для муниципального транспорта?
– К сожалению, нет. Если допустить, что налоги на транспорт будут меньше, то они должны быть применимы ко всему транспорту, а на это государство никогда не пойдет.

– Что за история с двумя автобусами, которые будто бы конфисковала у вас налоговая инспекция?
– Не конфисковала, а изъяла за долги, и не два автобуса, а три, и не у нас, а у МУП «Городские автобусы». Мы пользовались ими на правах аренды. МУП задолжало по налогам определенную сумму, поэтому судебные приставы изъяли технику в счет погашения долгов. Правда, в скором времени эти автобусы обещают вернуть.

Вечером в четверг поступила информация о том, что арест с трех автобусов МУП «Городские автобусы» снят после оплаты налогов. В понедельник, 25 августа, предприятие погасило последнюю налоговую недоимку в размере 1,2 миллиона рублей, и приставы сняли арест на три закупленных столичной администрацией автобуса ZONDA.
- На какое количество автобусов рассчитан муниципальный парк?
– Рассчитан на 280 единиц, но в данное время, как я уже говорил, эксплуатируется всего 70. Кстати, согласно принятому антикризисному плану по финансовому оздоровлению предприятия, проводятся мероприятия по оптимизации и эффективному использованию муниципального имущества, находящегося на балансе МУП «ЯПАК».

– Что бы вы хотели сказать нашим читателям, особенно тем, кто постоянно ездит на пригородных автобусах?
– Дорогие горожане, мы понимаем, что повышение тарифов ударит по вашим карманам, но вы тоже поймите, что это необходимая мера для нормальной работы предприятия, которое вас обслуживает, единственная возможность остаться на плаву муниципальному транспорту в условиях финансового кризиса.
Количество показов: 2743
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 67 (1776) от 28.08.2009 г.
Комментарии