Пример элементарной стойкости

28.09.2009 
Автор: Глезер Мария
Количество показов: 14601
Издавна говорят, что душа учителя – это совесть народа.
Добрая, совестливая, ласковая душа педагога, находящаяся в неустанном творческом поиске, становится формирующим стержнем не только одного конкретного человека, а превращается в твердую опору для целого поколения людей.

Жива память о замечательных людях, тружениках, воплотивших свои педагогические идеи в практику работы сельской школы, истинных интеллигентов, посвятивших свою жизнь воспитанию и образованию педагогических кадров республики.

Одним из таких людей был Константин Дмитриевич Потапов, выдающийся сын якутского народа, один из старейших педагогов Якутии, директор Чурапчинского педагогического училища, директор и педагог Якутского педагогического училища, заместитель министра просвещения ЯАССР, заслуженный учитель ЯАССР.

100-летний юбилей Константина Потапова педагогическая общественность отметила на высоком организационном уровне в мае этого года в Якутском педагогическом колледже № 2.

«Ударный курс»

Константин Дмитриевич Потапов родился 22 мая 1909 г. в Кытанахском наслеге Чурапчинского района Якутской АССР в семье крестьянина. В школу поступил в 13 лет, в 1922 году. Начальные классы окончил за три года учебы в Хаяхсытской и Хабатчинской школах. Из-за гражданской войны в начальной школе учился с перерывами.

С 1926 по 1929 год учился в улусном центре, селе Черкех, окончил семь классов. Тогда ему исполнилось 20 лет. В годы учебы в Черкехской семилетней школе вступил в комсомол. В те годы молодых комсомольцев привлекали к активной агитационно-пропагандистской работе. Осенью 1929 года поступил в Якутский педагогический техникум. Техникум был с трехгодичным сроком обучения. Но в связи с острой нуждой в педагогических кадрах 25 лучших учащихся были выделены в так называемый «Ударный курс» с двухгодичным сроком обучения.

1 сентября 1931 года сразу после окончания техникума был назначен директором центральной школы колхозной молодежи в Чурапчинском районе. Это стало важным этапом в его педагогической деятельности. Принимал активное участие во всех проводимых мероприятиях в районе, особенно по коллективизации и по организации различных курсов. За время работы проявил себя как учитель-ударник и был принят кандидатом в члены ВКП(б), а через год в 1932 году его приняли в члены партии.

В это же время Константин нашел свою второю половинку – Екатерину Ивановну Бархатову. Девушка, окончив фельдшерские курсы, по направлению приехала в Чурапчу, в туберкулезный санаторий. Екатерина Ивановна родом из Витима Ленского района.

В 1932 году молодые люди соединили свою жизнь на долгие счастливые годы.

В 1933 году Потапов с успехом поступил в вуз, стал студентом исторического факультета Московского государственного пединститута имени Бубнова. В годы учебы стал членом институтского комитета ВЛКСМ.

После окончания института в 1937 году был назначен директором Чурапчинского педучилища. Становление любого нового дела – трудная и в то же время хорошая пора. В 1937 году училище находилось в стадии становления. Через пять лет оно преобразилось и стало вполне благоустроенным учебным заведением, его материальная база была значительно укреплена. Училище стало одним из лучших учебных заведений в республике тех лет. Здесь работали сильные педагоги, которые оказали большое влияние на формирование личности выпускников.

Константин Дмитриевич с гордостью отмечал выдающихся преподавателей: Михаила Эверстова, Николая Андросова, Льва Барахсанова, Татьяну Белозерову и других. Многие выпускники своим честным трудом, верностью своему долгу заслужили признание и любовь народа.

Фронтовик – директор педучилища

В марте 1942-го Потапова призвали в армию по специальному набору для секретной службы. Он прошел путь от Сталинграда до Берлина в должности помощника начальника штаба по спецсвязи 148-го Краснознаменного гвардейского истребительного авиаполка особого назначения ПВО. В период пребывания в армии три последних года подряд избирался парторгом полка. Работал военным дознавателем, председателем офицерского товарищеского суда. За годы службы был награжден медалями «За боевые заслуги», «За защиту Сталинграда», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».

Из письма однополчанина Николая Гришкова, генерал-лейтенанта авиации: «Дорогие дети Константина Дмитриевича! Я хочу рассказать вам, в каком героическом полку асов служил Ваш отец, как много он сделал для Победы, но об этом мало кто знает, так как он находился на секретной службе и как бы находился в тени. Его шифровки своевременно летели в Москву, так как наш полк подчинялся только Москве и никому более. Его шифротелеграммы были точны и своевременны, они радовали наших тогдашних начальников. Он был мастером своего дела, таким знал его весь личный состав полка. Как мог, он отлично защищал свою Родину и далекую Якутию». Вот таким исключительно грамотным, скромным, преданным своему делу военнослужащим был Константин Дмитриевич.

После демобилизации из армии в 1946 году его назначили директором Якутского педучилища. Этот период в жизни Якутского педучилища был одним из плодотворных периодов как в укреплении учебно-материальной базы, так и в постановке учебно-воспитательной работы. За долголетнюю, безупречную, добросовестную работу в 1947 году его наградили Почетной грамотой Президиума Верховного совета ЯАССР и в 1957 году присвоили почетное звание «Заслуженный учитель ЯАССР».

Училище стало колыбелью для послевоенной, полуодетой молодежи, иногда круглых сирот, приехавших из разных районов. Впоследствии они стали замечательными специалистами, известными людьми: заслуженные учителя ЯАССР Мария Захарова, Екатерина Кириллина, Венера Саввина, отличники просвещения РСФСР Татьяна Ноговицына, Анна Черноградская, Октябрина Трофимова, Татьяна Ушакова, Мария Саввина и другие.

В 1957 году Потапова назначили заместителем министра просвещения ЯАССР. Он ведал вопросами кадров, дошкольного воспитания и детскими домами.

В народе говорят: для учителя время не в счет. Его молодость — в учениках. В воспоминаниях учеников хороший учитель всегда остается умным, молодым и красивым. Каждый из них хочет походить на учителя.

«Дорогой наш директор», — так называют Константина Дмитриевича воспитанники, ныне уважаемые в республике люди: ученые, писатели, представители якутской интеллигенции. С 1960 года по 1979 гг., до ухода на пенсию, бывший фронтовик Константин Дмитриевич преподавал исторические дисциплины в педагогическом училище № 2. Он излагал содержание учебного материала без всяких записей, увлекательно рассказывал учащимся о героических делах советских людей в дни первых пятилеток, в годы коллективизации, индустриализации страны и Великой Отечественной войны.

«Вы, молодые люди, — говорил он, — должны взять на вооружение память революции, память огненных лет войны, потому что духовная мощь народа не менее значима, чем мощь ракет».
Количество показов: 14601
Автор:  Глезер Мария
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 75 (1784) от 25.09.2009 г.
Комментарии