От забастовок к новым формам работы

27.11.2011 
Количество показов: 1400
В этом году городской профсоюз работников народного образования и науки отмечает 60-летие со дня образования.
Накануне этой даты мы побеседовали с Зоей Окоемовой, председателем Якутской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ с 2006 года.

В чем роль профсоюзов?

- Зоя Егоровна, насколько актуальны профсоюзы в современном обществе?
- Профсоюзы - давно существующая и признанная форма объединения рядовых граждан по профессиональному признаку. Сегодня профсоюзы вышли за рамки одного отдельно взятого предприятия и уже необходимы для влияния на принятие каких-то важных государственных решений. Поэтому они также востребованы в нынешнее время, как и в пору становления этого движения.

- То есть вы считаете, что к профсоюзам прислушиваются, принимают их требования, исполняют?
- Если основной состав профсоюзного объединения придерживается активной позиции, то работа может быть результативной. Но если ограничиваться сбором взносов и раздачей подарков, путевок, то и к профсоюзу отношение будет сводиться к простому пересчету: я столько-то взносов заплатил, дайте мне то-то и то-то. Итог нашей работы порой выливается не в отдельно взятое материальное поощрение, а приносит больший экономический эффект и возвращается работнику в виде новых законов, решений, которыми могут пользоваться многие другие и улучшить свое положение.

Конечно, профсоюзы занимаются и раздачей подарков, путевок, но это лишь малая часть нашей работы. А главная задача – защита трудовых, социально-экономических прав работников. Роль профсоюзов многим непонятна. Думают, что это лишь исполнительная власть принимает какие-то полезные для трудящихся решения. Но прямое отношение к этому имеют и профсоюзы, они активно участвуют в разработке проектов, их обсуждении, вносят свои предложения, добиваются, чтобы при этом учитывались интересы простых работников.

Человек сам решает, быть ему в профсоюзе или нет

- А какие именно решения были приняты в последнее время с помощью профсоюзов?
- Увеличение базовой части заработной платы бюджетников на 6,5% с 1 октября этого года. По этому вопросу мы начали работать с февраля 2011 года. А ведь позиция правительства такова, что оно могло направить это повышение, как ранее, на стимулирующую часть. До этого были реализованы наши инициативы по НСОТ, ОСОТ, Порядку аттестации работников, введению 10% доплаты за проверку тетрадей учителям, по сохранению 14% повышения зарплаты в базовой части в 2008 году, восстановлению двух ставок воспитателей на группу детей и 12-часового режима работы детского дошкольного учреждения. Сейчас решаются вопросы по повышению зарплаты воспитателей путем введения коэффициентов за образование, работу с родителями, превышение наполняемости детей в группе, квалификационные категории; об использовании проезда родителей детьми, если родитель не может выехать в отпуск вместе с ребенком. Также решается вопрос обеспечения жильем педагогов по муниципальной целевой программе.

- Профвзносы составляют 1% от зарплаты работника. Насколько они соизмеримы с той работой, которая проводится вами в целях улучшения социально-экономического положения работников образования?
- В год один работник платит около 4 тысяч рублей. Из них 70% остается на счету организации, где человек работает, остальная часть распределяется в федерацию профсоюзов, горком и 5% - на возмещение части затрат на оплату санаторно-курортных путевок работникам. Конечно, эти суммы небольшие, а запросов у работников много. Вместе с тем, по мере финансовых возможностей мы стараемся помочь людям, проводим культурно-массовые мероприятия, чествуем ветеранов. Люди не должны замыкаться в рамках своих служебных обязанностей. У них должны быть и другие общественные интересы. Чтобы каждый мог себя проявить, проводим спортивные соревнования, выставки, конкурсы, смотры хоровых коллективов, групп ритмической гимнастики и др. Считаю, что и в этом роль профсоюзов должна быть большая.

- Вместе с тем, не все коллективы народного образования находятся в составе горкома профсоюзов образования…
- Сейчас наш профсоюз объединяет 4052 работника образования из 36 школ, 34 детских садов, 15 учреждений дополнительного образования и вспомогательных учреждений. Те, кто получает достойную зарплату, чувствует уверенность в завтрашнем дне, и те, кто уходит на пенсию, могут уходить из профсоюзов. Это общественная организация, и человек сам решает, быть ему в профсоюзах или нет.

Забастовка – это устаревший метод

- Современные профсоюзы принимают методы первых таких объединений, например, забастовку?
- Забастовка как активная форма выражения своих требований не исключается. Это когда другая сторона не реагирует на законные инициативы работников. Но это все же крайняя мера, которую чаще всего применяли в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас мы больше занимаемся, можно сказать, нормотворческой деятельностью, влиянием на принятие важных законодательных актов.

- А если какие-либо крупные конфликты случаются между работником и работодателем?
- Действуем методом убеждения. У нас в этом отношении отработан механизм реагирования. Если работник прав, то направляем руководителям письмо с указанием статей закона, которые он нарушает. Возникла ситуация, когда часть коллектива школы № 35 попала под сокращение. Это было неизбежно, но люди возмутились. Мы попросили администрацию подойти к этому вопросу с учетом особенностей каждого работника. А самим работникам мы советовали, как выйти из этой ситуации, предлагали и обсуждали другие формы занятости в этом же учреждении.

- А что с забастовкой воспитателей?
- Мы направили письмо в Министерство образования республики. Нам обещали решить вопрос повышения зарплаты воспитателей.

В поиске новых форм работы

- Чтобы быть наиболее востребованными, какими должны быть сейчас профсоюзы?
- Однозначно искать и внедрять новые формы работы. Во-первых, укреплять статус председателя профсоюзной организации, во-вторых, развивать уровень социального партнерства, чтобы диалог с властью получился на равных. Кроме этого мы должны продолжать обучение молодых профсоюзных лидеров. Мы ежемесячно проводим обучение своих работников, но сменяемость кадров очень высокая. Это же дополнительная к основной работе общественная нагрузка, с которой не каждый может справиться в полной мере.

- А какие именно формы работы вы видите актуальными сейчас?
- Общество совершенствуется и профсоюзы развиваются. От периода социализма мы отличаемся - стали более самостоятельными, независимыми. Нормативная база у нас накоплена в достаточной мере. Однако через органы власти необходимо продолжать работу по принятию более социально направленных программ. А чтобы люди получали какую-то реальную социальную помощь уже сегодня, нужно развивать кооперативное движение, создавать кредитные союзы.

- Какие самые больные вопросы образования остаются нерешенными в государстве, над которыми вы сейчас работаете?
- Достаточно много вопросов остается все же в решении проблемы низких зарплат в образовании. Да, ситуация в образовании улучшилась – зарплата понемногу растет, нет задержек по выплатам. Нам дают статистику, что средняя зарплата по образованию равняется 33 тысячам рублей. Реальные зарплаты не таковы - намного ниже. Поэтому мы выступаем за то, чтобы нам отчитывались по реальным цифрам, и повышение зарплат шло реальное. Зарплата воспитателей сейчас сравнялась с зарплатой помощников воспитателя, и ниже заработной платы учителя начальных классов.

Закон о дошкольном образовании не принят. По нынешнему законодательству дошкольное образование не является частью всей системы образования и остается личным делом каждого родителя. Когда государство примет закон об образовании, где дошкольное образование будет принято за ступень всей системы образования страны, только тогда нашим дошкольным учреждениям будет легче получить финансирование, а муниципалитетам - строить детские сады. Над этими всеми вопросами мы сейчас работаем и надеемся решить в ближайшие годы.
Количество показов: 1400
Выпуск:  № 91 от 25.11.2011 г.
Комментарии