Понаехали ли «мамбеты»?

Понаехали ли «мамбеты»?
«Москва не резиновая», - говорят где-то там, на западе. В Якутске иногда вспыхивают те же настроения, мол, пусть деревенские сидят у себя по улусам, а город оставят городским. Это не просто высокомерная грубость, это еще и фактическая ошибка.
Наш Якутск, столица ледяного королевства, раскинулся в долине Туймаада, на сто километров в длину и двенадцать в ширину. Здесь наша прародина и по мифам, и по конкретным историческим фактам. Именно в долине Туймаада поселились между двумя мысами Священных гор Ытык-Хая (Кангаласским и Табагинским мысами) прародители якутов Омогой Баай и Эллэй Боотур и родоначальник якутских хоринцев Улуу-Хоро. История подтверждает – еще с седых времен неолита в Туймааде осталось 70 археологических памятников. И это только обнаруженные. А ведь есть еще раскопки с эпохи бронзового и железного веков.

Те, кто презрительно называет выходцев из сельской местности словом «мамбет», сам является «манкуртом».

Мамбет - некультурный, малограмотный человек, который своими действиями напоминает только что приехавшего из деревни или аула в город. В конце 20-го века в Казахстане и Якутии слово «мамбет» стали использовать для обозначения сельских жителей, хлынувших в города.

Манкурт согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.

В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своём родстве.

Якутск – сакральная прародина для каждого саха, соответственно здесь просто не может быть «понаехавших» якутов. Более того, это не просто столица и центр республики, но и родной город для каждого якутянина.

Так что разделять якутов на городских и сельских – все равно, что гнать англичанина из Лондона, француза из Парижа.

Конечно, и у тех же англичан существуют напряженные отношения между столичными жителями и провинциалами, но этому подвержены, как правило, низы общества, т.н. «кокни». Но каждый при этом понимает, что Лондон – это общий и родной город для каждого жителя Британии.

Кокни (англ. cockney) — пренебрежительно-насмешливое прозвище уроженца Лондона из средних и низших слоев населения; один из самых известных типов лондонского просторечия, на котором говорят представители низших социальных слоёв населения Лондона. В соответствии с поверьем, истинный кокни — это житель Лондона, родившийся в пределах слышимости звона колоколов церкви Сент-Мэри-ле-Боу.
Любовь к своей «малой родине» - родному алаасу, наслегу, улусу – понятна и широко распространена, так же как и любовь к отечеству в целом, это то, что называют патриотизмом. Но каждый гражданин должен любить и гордиться не только малой родиной и отчизной, но и столицей, которая не только объединяет нас всех, но и является символом всей республики.

Конечно, многие из приезжих сами виноваты в формировании негативного образа – своим некультурным поведением, хамством, агрессией. Можно, конечно, списать все на «защитную реакцию» молодых людей, попавших во враждебную и незнакомую среду. Но разве только в этом дело? Ведь в своем родном алаасе они бы вряд ли вели себя подобным образом и вовсе не только из опасения родительского гнева и мнения соседей, но и из почитания земли своих предков.

Но мало кто из них задумывается, что такой чуждый и незнакомый для них город Якутск в точно такой же степени земля их предков, как и родной алаас. Разве можно мусорить и вести себя непотребно рядом с могилами своих пращуров?

Если бы все приезжающие к нам из улусов задумались бы и над этим, то вполне вероятно, их поведение бы приняло более цивилизованные рамки.

Разумеется, все это можно объяснить процессом урбанизации: роль городов растет, туда стекается сельское население, отсюда и социальное напряжение между вновь приехавшими и «понаостававшимися». Только вот промышленный век уже давно закончился, и началась дивная эра глобализации.

Глобализация многое разрушила и еще больше подарила взамен. И это только начало. Мы больше не саха – мы граждане мира, те, кто может окунуться в информационный океан любой страны, не выходя из квартиры или деревенского дома. Сто лет назад до Москвы из Якутска добирались около месяца (до Иркутска и затем на поезде), а сегодня слетать туда можно за 6-7 часов. Можно не здороваться с соседями и общаться с друзьями из Японии или Америки, достаточно знать разговорный английский. Мы смотрим свежие записи концертов со всего света, ленясь ходить на местные фестивали. Мы чаще едим итальянскую пиццу, или японские суши, нежели ойогос или строганину, чаще пьем кока-колу, нежели кумыс.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
О чем мы можем поговорить с нашими стариками? О сенокосе, Сталине и социализме? А теперь представьте, сколько общих тем может быть у продвинутого молодого якутянина с жителем Мадрида, Токио, или Бостона: голливудские блокбастеры, клубная музыка, компьютерные игры, машины, любимая еда, любимые бренды одежды. Даже современный юмор – общий для всех. И дело не только в конфликте поколений.

Кто влияет на нас и наши предпочтения? Раньше люди почитали царя-батюшку или советских вождей, сейчас трепетное благоговение перед президентами и правительством кажется глупостью. Теперь у нас голливудские фильмы и обилие рекламы, сплошь образы красивой и успешной жизни – элегантный Майбах, двухуровневая квартира с видом на неоновые огни мегаполиса, отдых на Канарах. Ну, это мировой уровень, а в Якутске это скорее новенький «Сухопутный крейсер», трехкомнатная квартира в центре города и путевка в Тайланд или Китай. Суть одна и та же, различия лишь в масштабах.

Реклама учит нас, к чему надо стремиться, звезды кино и шоу-бизнеса покрываются бронзой, превращаясь в идолов, духовность превратилась в поле боя. Чем нам противостоять против ментальных атак со всех сторон? Чем ответить пиар-менеджерам и маркетологам, знающим лучше нас самих то, что нам нужно?

Ответ проще некуда, он настолько банален и столько раз озвучен, что никто его даже не замечает. Мы можем противопоставить им традицию, национальную культуру, историю. То, что течет у нас в крови, нельзя отобрать. Мы сами можем это отвергнуть, но зачем?

И только помня свои корни, свою историю, мы сможем построить гармоничное и счастливое общество, где не будет разделений на мамбетов и манкуртов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Понаехали ли «мамбеты»?
Понаехали ли «мамбеты»?
Понаехали ли «мамбеты»?
Понаехали ли «мамбеты»?
Количество показов: 8608
Автор:  Ефим Новгородов
Фотография:  На фото: Зарина Копырина
Изображение:  Рисунки Анны Сивцевой
Выпуск:  № 60 от 03.08.2012 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter