"Бачь, яка кака намалевана!"

"Бачь, яка кака намалевана!"
Мы, журналисты, обычно внимательно просматриваем то, о чем пишут горожане на популярных республиканских интернет-форумах.
И нас позабавил возмущенный опус некоего пользователя под ником «чипультипек». Сей господин, надо полагать, в первый раз пришел в Преображенскую церковь и весьма поразился увиденному. Как, впрочем, и мы.

Чипультипек в шоке

О чем пишет автор чипультипека на форуме (орфография и пунктуация автора сохранены):
- «На днях зашел в церковь. На внутренней стене возле алтаря изображена панорама страшного суда длиной метров 15 и высотой метров 5. Смысл картины следующий: посредине ангелы вершат страшный суд и с использованием чаши весов определяют по соотношению злых и добрых поступков, куда пойдет человек, в ад или рай. Слева от центральной части изображены праведники, которым по смыслу картины уготован рай. Что интересно, праведники в основном представлены двумя категориями: православным священством и !!! военнослужащими Российской армии разных поколений. Среди последних разглядел казаков, офицеров старой императорской армии, ветерана ВОВ, вылазящего из могилы, и моряка, несущего крест, у которого на бескозырке имеется надпись "Курск"!!!. Это что получается, что являясь военнослужащим рос. армии мы автоматом себе зарабатываем очки в рай? Тот же ветеран или моряк погибший в ПЛ "Курск" могли быть атеистами. С правой стороны (сборище грешников) увидел женщину с убиенным детем, сектанта, закончившего жизнь самоубийством, банкира с еврейской наружностью и !!!военнослужащего то ли грузинской армии то ли армии стран НАТО. Я в шок упал».

Особенности храмовой росписи

Лично я тоже признаю, что роспись западной стены кафедрального собора Преображенской церкви Якутска насколько узнаваемая, настолько для церкви и необычна.

Традиция росписи церковных стен очень древняя. По православным канонам храм – это кусочек неба на земле, и нужно, чтобы человек, пришедший сюда, это почувствовал, знал – что он находится не в обыкновенном здании, а в Доме Божием, что здесь незримо пребывает Спаситель, Пресвятая Богородица, святые. Мысль такая – человек, увидевший такое благолепие, не захочет после этого делать что-то плохое. Картина Страшного суда, как правило, занимает в церквях и не обязательно в православных центральный план. И расписывать её дают лучшим художникам. Вспомним всемирно знаменитую Сикстинскую капеллу – рисовать там Страшный суд пригласили уже известного Микеланджело.

В реконструированную и поднятую из руин Преображенскую церковь по личной просьбе владыки Зосимы писать Страшный суд приехал не абы кто, а ученик Ильи Глазунова выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, довольно известный и модный в кругах московской богемы художник Павел Рыженко.

Ад и рай художника Рыженко

По версии автора газеты «Завтра» на картине художника Рыженко изображены:
- Господь и апостолы судят мир. Перед Господом умоляют Его о милости Божия Матерь и Иоанн Креститель. Слева от Христа – легионы Константина, древние мученики и древнерусские витязи. Справа – Христолюбивое Воинство России, где нашлось место и солдатам Первой мировой и десантникам второй чеченской. В центре композиции – грешник, в образе которого Рыженко изобразил себя. Он в ужасе смотрит на весы в руках ангела, на которых чаша бесовская явно перевешивает чашу ангельскую, бесы крючьями тянут её вниз. Но он не видит, что над его головой ангел поднимает свой свиток, который может всё перевесить.

Одесную Господа (то есть слева от зрителя), происходит всеобщее воскресение мертвых, торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой церковью. Из могил встают русские люди разных эпох и радостно приветствуют друг друга – большим потоком они направляются в рай, предводительствуемые царственными мучениками и батюшкой Серафимом; в этом потоке можно увидеть и Суворова, и молодого моряка с подлодки «Курск». А чуть ниже – ребенок молится у могилы со звездой… Могилой не атеиста и безбожника, но воина, погибшего за Родину в Великой Отечественной войне. Поднимает свой крест мученик Евгений Родионов, на его горле следы убийства его врагами Божьими. А рядом из могилы встает, осеняя себя крестным знамением, заслуженный ветеран, имеющий некоторые черты сходства с И. В. Курчатовым, «отцом» русской атомной бомбы.

Ошую Господа (то есть справа от нас) – туда спускается древний змий (канонический для православной иконографии Страшного суда – вообще канон в смысле наличия обязательных образов и фигур Рыженко соблюдает достаточно точно), там полыхают развалины нового Вавилона – небоскребы Америки, вместе с её статуей Свободы, её Арлингтонским кладбищем и вертолетом «Апач», который бессильно пытается сопротивляться Ангелу с Монограммой Христовой на щите. Внизу воскресают только для того, чтобы оказаться в Геенне, ренессансный алхимик, горделивый фарисей, самоубийца, гламурный педераст с баксами на груди, другие разные враги Божии. Если Одесную люди встают из могил с крестом, то ошую – из разных «светских» могил. Особенно потрясающий образ блудницы, грудь которой вымазана в крови от прикосновений убитых ею во чреве детей. Блудница одета в деловой костюм и на груди у нее бейджик, то есть это карьеристка, делавшая аборты, чтобы дети
не мешали её преуспеянию...».

P. S.: Возможно, что роспись Страшного суда в церкви Якутска – это довольно смелый шаг со стороны владыки. Но православные миряне в большинстве своем эту картину понимают. Ну а тем, кто далек от религии, можно уже радоваться тому, что для них в Якутске совершенно бесплатно экспонируется картина одного из известных художников современной России.

А от себя добавим слова другой российской знаменитости:
- Но еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами. Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» – и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Количество показов: 46196
Автор:  Будаев Аламжи
Фотограф: 
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 81 (1790) от 16.10.2009 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter