По дороге из Якутии в Бурятию

27.08.2012 
Количество показов: 2904
Сегодня туризм - это развитый большой бизнес, когда купить билеты туда и обратно в Китай, жаркий Таиланд или Европу не сложнее, а порой даже дешевле, чем в Тикси или Депутатский.
Жизнь идет вперед. Еще совсем недавно мы, якутяне, как будто проживая на острове, называли остальную Россию гордым словом «материк». Сейчас это понятие уже уходит в небытие. А все потому, что появились приемлемые дороги и хорошие машины. И автомобилисты начали торить новые туристические маршруты, открывая для себя заново наших соседей. У республики два соседа с мощным туристическим потенциалом: это дальний восток с его тихоокеанским побережьем и Бурятия с примыкающей к ней Иркутской областью. Где не менее интересный Байкал, курортные зоны, буддийские религиозные центры, граница с Китаем, Монголией.

Экономичное путешествие

Этим летом автор проехал по трассе Якутск-Улан-Удэ и делится своими впечатлениями. Скажу вам сразу, что автотуризм штука азартная и отдельных товарищей забирает посильнее карточной игры. Тем более если машина хорошая, это еще и выгодно по затратам.

В дорогу мы собрались на автомобиле «Mitsubishi ASX». Кстати, респект японскому автопрому, машина за всю дорогу не подвела ни разу. Не пришлось даже менять ни одного колеса. Но это, скорее всего, удача.

Говорят, что главное в путешествиях подготовка. У каждого автотуриста свои «тараканы», а вследствие этого свой дорожный набор. Куда помимо автомобильных инструментов входит обязательный топор, спальник, палатка, продукты и куча всяческих вещей. Куча эта, как правило, занимает добрую половину багажника. Что касается продуктов: лично я взял с собой тушенки, доширака и еще каких-то консервов. Супруга - кока-колы, чипсов и минералки. Чипсы и вода пригодились, а тушенка так и проездила с нами всю дорогу. Ведь закусочных сейчас хватает на любых, даже самых далеких сельских дорогах. Готовят там, может, не ахти как, но совсем уж страшных столовых я не видел. По крайней мере, это проще, чем разбивать палатку, жечь костер и варить свою похлебку. Что в принципе тоже не возбраняется и даже имеет какой-то флер романтики. Из практичных советов могу упомянуть то, что ехать, конечно, лучше с двумя водителями. Когда один может подменить другого. Время пути при этом сокращается вдвое. Мы с одним водителем за рулем от Якутска до Улан-Удэ, не особо спеша, ехали четверо суток. Знаю товарищей, которые сменяя друг друга за рулем, «пробегали» это расстояние за две ночи. А есть такие, которые конкретно «затарившись» всяческими веселыми делами, отдыхая на природе, доезжали за шесть дней...

Если говорить об экономической составляющей, то, к примеру, стоимость билета на самолет до Улан-Удэ или Иркутска от 15 тысяч до 25 тысяч рублей. В автомобиле же тратишься только на расход бензина. Наш «Mitsubishi ASX» на сотню километров «кушал» чуть больше шести литров. Для неплохого кроссовера это жутко экономично. При том, что чем дальше отъезжаешь от Якутска, тем цены на автозаправках на рубль-другой радуют все больше...

Путинская дорога

Если судить по автодорожному справочнику общая длина пути от Якутска до Улан-Удэ - 2898 км. Самый сложный участок пути печально известная федеральная трасса «Лена». От Якутска до Нерюнгри по трассе составляет 783 км. Писано о ней много, поэтому не буду добавлять к этому дополнительных ужасов. Только скажу, что не так страшен черт, как его малюют. И она уже давно не та, какой была в 2006 году, когда получила звания «самой опасной трассы мира». На «Лене» идет почти грандиозное дорожное строительство. Говорю, именно восхищаясь. По всему пути работает горная и дорожная техника, перевозится тысячи тонн породы. Стоят целые поселки вахтовиков. Чувствуется что-то грандиозное. Но дорога от этого лучше не стала. Едешь в основном по объездным путям и чертыхаешься. Средняя скорость порядка 50-60 км в час. Посреди этого кавардака вдруг оазисами в пустыне возникают отдельные кусочки дороги километра на три с новым, просто идеальным дорожным покрытием. А потом снова - стиральная доска.

Далее от Нерюнгри до Большого Невера - 362 км. Здесь дорога чуть лучше. Но чем ближе к федеральной автодороге «Амур» Чита — Хабаровск, тем дорога становится все хуже. А в конце - это какая-то донельзя разбитая деревенская грунтовка. На федералку, которую на желтой «Калине» инспектировал лично Путин, мы выехали где-то к 12 ночи. Я не знаю, как это выглядит днем, но ночью, когда вылезаешь как Иван Сусанин откуда-то из лесных дебрей, создается такое впечатление, что перед тобой в огнях стоит Лас-Вегас! Трасса ослепляет дорожной разметкой. Дорожное полотно ровное, как стол, прямое, как линейка, в лучах фар все горит и светится. Жми на газ, насколько совести хватает. Машин на «федералке», как мне показалось, не так уж и много. По крайне мере, не больше, чем между Якутском и Нерюнгри. Грузопоток увеличивается только ближе к городу Чита. А так едешь, как по немецкому автобану, жмешь на газ и получаешь удовольствие от цивилизованной дороги. Как ни странно, на федеральной трассе, по крайне мере, первые километров 500 практически нет дорожных кемпингов и закусочных. Есть только дорожные карманы, где можно поставить машину и переночевать. «Карманы» оборудованы только туалетами, скамейками, столиками. Как мне рассказал один из местных жителей, отсутствие малого бизнеса на трассе объясняется тем, что до недавнего прошлого, чтобы открыть придорожный кемпинг или пусть даже киоск надо было обращаться в Москву, где разрешение месяцами подписывалось в каких-то министерских кабинетах. Предприниматели из местных деревень из-за такой бюрократии к дороге даже близко не подходили. Недавно это положение было изменено. Мол, Владимир Путин тоже заметил этот непорядок, дал указания, и разрешение сегодня можно получать через местные администрации. Так что народ уже присматривается к дорожному бизнесу.

О безопасности и пище

Этим летом в читинской области местные аборигены, потомки атамана Семенова, зарезали молодого японского туриста, который путешествовал на мотоцикле. Деревенским алкоголикам понравился его фотоаппарат. Японец нарушил основное правило российского путешественника, если едешь один, не останавливайся и не разбивай палатку возле населенных пунктов. Этот случай долго обсуждался в японских СМИ, и вышла рекомендация вообще не посещать читинскую область.

В принципе, в России живет куда больше хороших людей, чем плохих. Но на пьяных отморозков можно нарваться в любом ее уголке. Будь это Чурапча, или Чита или Подмосковье. Так что держаться лучше ближе к дороге. Тем более, она идет в стороне от населенных пунктов. И на ней тебе поможет любой.

Есть еще одно правило иметь при себе хотя бы литров десять бензина. Автозаправки на дороге встречаются часто. Но едем мы через аграрные районы. И тут бывает разное, случится посевная, уборка урожая, а то и просто курс валют качнется. И бензин на заправках пропадает начисто. Как коровой слизнуло. И десять литров, чтобы доехать до следующей заправки, тебе просто никто не продаст, потому что самому нужно.

Насчет питания. Вот лично мой совет: кушайте в столовых только пищу местных кухонь. Если сидим в закусочной якутской деревни, то отказываемся от лагмана и борща и выбираем супчик с потрошками. Он будет не хуже ресторанного. А вот в лагмане вместо тянутой домашней лапши обязательно будут спагетти. И плов тоже лучше кушать в узбекской кухне. В амурской деревушке блюдо под названием ферганский плов - это не что иное, как рис с мясом и без подлива. Так что в русских деревушках берем домашний супчик или рассольник. Отдельное дело - Бурятия. Большая часть закусочных названа именем фирменного национального блюда – буузы, или просто позы. Блюдо вкусное и сытное, но если вы его ни разу не пробовали, стоит взять мастер-класс у кого-то из местных. Вид человека, пытающегося кушать буузы посредством вилки и ножа, очень печален и нелеп.

Спасибо матушке природе

Когда едешь по Якутии, из-за пыли окна лишний раз не открываешь и природы особо не видишь. Разве что, когда меняешь колеса...Вообще, стоит остановится где-нибудь в горах, ближе к Нерюнгри. Где буйно растет кедровый стланик, или на становом хребте поближе к небу. Действительно, красота дикая, какая-то шаманская. Поражают леса в амурской области. Вроде недалеко от Якутии. Но под Нерюнгри тайга, как где-то в заполярной лесотундре, хилая, кривая, болотная. А за Чернышевском зелень - просто партизанские джунгли.

Другое дело Читинская область, здесь начинаются степные долины. От края до края трава, скачи на коне от рассвета до рассвета. Или Бурятия, просто сказка! Корабельные сосны, прямые, как карандаши, высокие, как мачты. Где ни остановишься, идешь на опушку, а там - земляника. А степи! Я вообще не видел такой травы, как там. Мечта якутского сенокосчика. Правда, как мне сказали, именно этот год в регионе вышел дождливым, а до этого шесть лет стояла великая сушь...

Продолжение следует...
Количество показов: 2904
Выпуск:  № 66 от 24.08.2012 г.
Комментарии