Зеленый луч смерти!

12.07.2011 
Количество показов: 1601
Лазерный терроризм добрался до якутских самолетов?
В ночь с 04 на 05 июля в аэропорту Внуково при посадке пассажирского Боинг-737-700 авиакомпании «Якутия», совершавшего перелет по маршруту Якутск-Москва, произошла попытка ослепления экипажа лучом лазера. К счастью, пилоты смогли посадить самолет благополучно. Но что делать с лазерными террористами, и каковы шансы их появления в Якутии?

Наш самолет не пострадал

В ночь с 4 на 5 июля Росавиация зафиксировала два случая попыток ослепления пилотов лазерными лучами. Сначала экипаж Ту-204, который заходил на посадку во «Внуково» сообщил, что дважды наблюдал яркие лазерные лучи в кабине пилотов. Спустя четыре минуты, в 2 часа 8 минут, экипаж Боинг-737 принадлежащий авиакомпании «Якутия», при заходе самолета на посадку, также сообщил о попытке ослепления лазером зеленого цвета. Командир воздушного судна Сергей Снегур немедленно доложил в Центр управления полетами о факте наведения лазером зеленого цвета с земли.

По его словам, было замечено два плотных лазерных луча с правой стороны фюзеляжа воздушного судна. Факта ослепления пилотов не произошло, посадка была произведена в автоматическом режиме. На качество посадки лазерные лучи не повлияли.

Зарубежное поветрие

Лазерный терроризм, как и многое другое, в Россию пришел из-за рубежа. Там тоже не утихают инциденты, связанные с попытками ослепления пилотов. Лазерные злодеи чуть не отправили на тот свет 40 самолетов только в трех аэропортах Нью-Йорка. Всего в США в 2010 году было зафиксировано 2 836 случаев лазерных атак на пилотов.

С 2010 года в России зафиксированы десятки случаев «атак» лазерными лучами с земли по самолетам при взлете и посадке, что приводит к временному ослеплению экипажей и грозит аварией. Первые случаи были зафиксированы в Ростове-на-Дону, но быстро распространились по всей стране.

Не последнюю очередь в этом, конечно, сыграли СМИ. Ведь лазерные хулиганы именно из сводок новостей и Интернета узнали об опасной забаве. Несколько случаев уже едва не привели к гибели большого количества человек. К счастью, пока не зафиксировано ни одного случая гибели пассажиров и самолета из-за ослепления пилотов лазерным лучом, но власти уже начали борьбу с лазерными хулиганами.

Как бороться с лазерным терроризмом?

В настоящее время в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий за угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств из хулиганских побуждений до семи лет лишения свободы, а при тяжких последствиях от этих действий - до десяти лет.

Также МВД РФ намерено бороться с «лазерным хулиганством» с помощью беспилотных летательных аппаратов. Принято решение в полной мере использовать беспилотники для контроля над обстановкой вокруг аэропортов и аэродромов. Это позволит оперативно выявлять точку местности, откуда была произведена атака, и поможет правоохранительным органам по горячим следам задерживать хулиганов. Именно с помощью беспилотника удалось задержать одного из подозреваемых в «лазерной атаке» на самолет в Ростове-на-Дону.

Также местные власти в некоторых регионах пытаются запретить продажу лазерных указок. Например, в Чечне после ослепления пилотов лазерным лучом глава республики Рамзан Кадыров распорядился полностью убрать лазерные указки из продажи во всех торговых точках республики.

Реальна ли опасность от лазера?

Многие сомневаются, а насколько вообще велика опасность от лазера. Разве могут маленькие лазерные указки обладать достаточной мощностью, чтобы ослепить пилота на большом расстоянии, спрашивают скептики.

Для начала надо уточнить, что с помощью дешевых красных лазерных указок ослепить кого-то на расстоянии ста метров почти невозможно. Но как говорится, прогресс на месте не стоит. «В отличие от уже привычных нам дешёвых красных лазерных указок мощностью до 5 мВт, где видна только точка на предмете, зелёные лазеры при аналогичной мощности имеют в 50 раз большую интенсивность свечения. Это связано с особенностью спектрального восприятия человеческим глазом зелёного цвета. Очень яркий зелёный луч хорошо видим в темное время суток на расстоянии в несколько километров», – утверждает реклама в Интернете, где такую указку может купить любой желающий.

Стоит она сравнительно недорого, от 50 до 200 долларов за штуку, и обладает мощностью сильного фонаря. Даже с далекого расстояния такой указкой можно осветить всю кабину пилота, полностью лишив его обзора, утверждают эксперты. В последнее время летчиков начали ослеплять прямо перед посадкой, то есть тогда, когда они отключают автопилот и ведут самолет на посадку вручную. Как говорят эксперты, это самый ответственный момент. В эту минуту малейшее неверное движение – и самолет может чиркнуть крылом полосу.

Пока в Якутии, тьфу, тьфу, тьфу, ни одного такого случая не было зафиксировано, но, как уже говорилось, такую указку через Интернет может купить каждый. Или просто привезти ее из другого города…
Количество показов: 1601
Выпуск:  Выпуск № 51 от 08.07.2011 г.
Комментарии