ЫСЫАХ НЕ ЗА ГОРАМИ. В ЧЕМ ПОЙТИ НА ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК РЕСПУБЛИКИ?

17.06.2013 
Количество показов: 7866
Буквально через две недели наступает самый долгожданный национальный праздник нашей республики Ысыах - праздник лета, солнца, единения.
Издавна к Ысыаху готовятся заранее: блюда, украшения для своего тюсюлгэ заготавливают и продумывают задолго. Но особую роль играют национальные костюмы, которые в последнее время набирают все большую популярность у наших горожан и гостей столицы. Если читатель еще не озадачился, в чем пойти, то у вас есть время «реабилитироваться»!

Что носят?

Национальный костюм для женщины начинается с платья халадай, которое можно дополнить другими видами национальной одежды и украшениями. Платье халадай сейчас шьют из самых разных материалов, с самыми разными расцветками и принтом. Оно объемной формы, по низу платья, как правило, настрачиваются оборки, рукава объемной формы книзу сосборены (традиционно рукава притачиваются, манжета широкая с застежкой на воздушные петли и с кружевной оборкой). Платье можно дополнить жилетом «хасыат», который бывает прямого силуэта или приталенным с карманами по бокам. Шьется из такой же, что и платье, ткани или из более тяжелой. Цвет может быть как таким же, так и контрастным. На голову издревле якутянки надевают серебряное украшение «бастынга» с бисерными подвесками по бокам. Также вы можете добавить к костюму браслеты, кольца из серебра или другого металла, сумочку, головной убор, связанный из конского хвоста. В последнее время на праздниках можно заметить, что женщины носят не только платья халадай, а интересные стилизованные под якутский стиль осовремененные костюмы.

Мария Винокурова, модельер:
- Люди уходят от дешевых тканей, у горожан появляется вкус к якутским нарядам, повышается спрос на качество. Стиль одежды современного человека для праздника Ысыах меняется, меняется он в сторону европеизации, удобства, но якутский стиль остается узнаваемым. Отрадно, что молодые мужчины лет 25-30 начинают интересоваться якутской одеждой. Многие интересуются пошивом комзолов на Ысыах. Это легкое пальто с якутскими клапанами, воротом, рукавами и атрибутами. Очень радует, что костюмы с якутским колоритом приобретают люди всех национальностей. Считаю, что вип-персоны тоже играют большую роль, подавая личный пример. Можно заметить, что каждый год у высокопоставленных людей новые костюмы, новые цвета в одежде.

Из истории одежды якутов

Но интересно, как одевались наши предки, чтобы знать, на какие атрибуты стоит делать акцент.
«Если рассматривать развитие одежды Ысыаха в историческом аспекте, то можно предположить, что этот вид одежды претерпевал те же изменения, что и остальные виды. Другими словами, она также развивалась по периодам: дохристианский, послехристианский, советский и современный, - отмечает Зинаида Заболоцкая, художник-модельер, кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ. - Как мы знаем из литературных источников, наиболее древней одеждой дохристианского периода были: у женщин (мы говорим о нарядной одежде) - «таналай» из сарыы (замши) с меховой отделкой, богато украшенный бисером и металлическими украшениями, у мужчин (предположительно) – «сон» из шкур домашних животных с меховой опушкой и декоративной окантовкой. Очевидно, этот вид одежды и служил нарядом на древнем языческом празднике Ысыах.

Как известно, после прихода русских в одежде саха начинает распространяться крой «оноолоох, дьогдуурдаах» (со складками, оборчатым рукавом) и другие элементы одежды (воротник, манжета), заимствованные, но трансформированные в соответствии с якутскими художественно-культурными традициями. Этот период - 18 век - считается периодом окончательного формирования одежды народа саха. В это время одежда подразделяется на повседневную (рабочую, дорожную, охотничью), ритуально-обрядовую (свадебную, шаманского камлания, др.) и нарядную (праздничную, для выхода в гости). На праздник Ысыах в то время принято было надевать женщинам «оноолоох» - пальто из шкур домашних животных с меховой отделкой из шкур пушных зверей с металлическими украшениями. Мужчины носили аналогичного кроя пальто, также выполненное из шкур домашних животных. Этот вид одежды, но уже выполненный из сукна и дабы, на Ысыахе саха носили вплоть до конца 19 века, о чем можно судить по старым фотографиям. Одна из причин продолжительного существования обычая носить одежду, по сути зимнюю, на летний праздник - это традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние. Действительно, учитывая то обстоятельство, что в старину в одежде использовались украшения, выполненные только из серебра, и дорогостоящие в то время шелковые ткани, в качестве отделки - пушной мех, становится понятным, что не все люди могли позволить себе такие наряды. После революции этот обычай по понятным причинам исчезает как пережиток прошлого.

В советский период на праздник Ысыах женщины стали носить «халадай» и «хассыат» - костюм, выполненный из шелка, тафты или муара, мужчины – летний «оноолоох сон» из дабы. Как вид одежды, «хассыат, халадай» сформировался еще до революции, в конце 19 века. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды.

Сложившийся в современное время крой «хассыат, халадай» - это, безусловно, результат переосмысления городской одежды в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями, ставший традиционной формой одежды для саха. В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике Ысыах.

Несомненно, что процесс развития (или трансформации) традиционной одежды будет идти. Как и каким образом это будет происходить, на этот вопрос вряд ли кто-то сможет ответить. Но думается, вполне в наших силах создавать каноны традиций в одежде на каком-то отрезке времени, которых могли бы придерживаться люди. В частности, исходя из традиций праздника Ысыах, его сегодняшних культурных целей и задачи консолидации народа, можно было бы утвердить единую форму для всех с общепринятыми параметрами по материалу, фактуре, пропорциям. Так, например, «хассыат, халадаай» – единого покроя для женщин и летний «оноолоох сон» – единого покроя для мужчин. Таким образом, мы сохраним сложившиеся традиции не только в одежде, носимой на этот почитаемый всеми, признанный миром народный праздник, но и традиции одежды саха в целом», - отмечает Зинаида Заболоцкая в своей работе «Традиции праздничной одежды».

Где купить?

Купить национальный костюм в наше время не проблема, в городе ближе к празднику Ысыах устраиваются выставки-ярмарки изделий. К примеру, такая проходила на этой неделе с понедельника по вторник в ТР «Кружало». Они продаются в готовом виде и по размерам во многих магазинах, направленных на якутскую тематику. К сожалению, для мужчин выбора мало, но для женщин можно найти многообразие платьев халадай и жилетов, стоимость, в общем, составит от 4 до 7 тысяч рублей. Также в определенных магазинах можно найти и якутскую обувь «торбаса». Женские стоят 5 с половиной, а мужские 6 тысяч рублей.
«Люди покупают якутскую национальную одежду, начиная с конца мая, и будут покупать до конца Ысыаха. Многие интересуются и после праздника тоже, - говорят нам в магазине «Сахабулт». - К сожалению, мужской одежды у нас в городе мало, но женские платья халадай и жилеты раскупаются быстро». 

Также наряд можно приобрести по объявлению. Позвонив по нескольким объявлениям в Интернете, мы узнали, что есть у нас женщины, которые шьют на заказ новые платья практически каждый год, и каждый раз они продают свои старые наряды, облегчая другим задачу найти платье мечты. «Я стараюсь каждые год-два менять фасон своего платья или хотя бы его цвет, чтобы выглядеть на Ысыахе каждый раз по-новому. Это платье я ношу на Ысыах своего предприятия, городской Ысыах и на родине своего мужа в селе Павловск Мегино-Кангаласского улуса. Также в последнее время у нас с подругами и родственниками появилась традиция быть на юбилеях, торжествах в национальных костюмах. Очень удобно и легко. Поэтому я не жалею средств и времени на новое платье, а старое я не против продать кому-то, потому что оно у меня в первозданном виде и качестве!», - говорит Мария Устинова, сотрудник СВФУ им. М. К. Аммосова.

Сколько стоит сшить?

Практически все швеи города уже как месяц усердно трудятся над национальными костюмами для наших жителей. И если вы хотите сшить какой-то особенный, уникальный костюм под заказ сегодня, то, увы, вы опоздали. «Обычно на национальный костюм уходит около 10 дней с утверждением эскиза, тканей, примерками. И все начали заказывать с начала июня, - рассказали нам в ателье Sakha-Style. - В ателье заказывают обычно уже не платья халадай, а полноценные национальные костюмы, так как платья можно приобрести как в магазинах города, так и заказать у любой мастерицы. Сейчас заказывают одежду в стилизованном виде, что-то современное и даже модное, но с якутским колоритом, с творческими находками, все ручной работы», - говорит модельер Мария Винокурова. Стоит такое удовольствие от 15 до 20 тысяч рублей, а обычный халадай вместе с тканью вы сошьете за 3-5 тысяч рублей.

Костюм в аренду

Еще до прошлого года к городскому празднику Ысыах людям удавалось за определенную сумму взять напрокат красивые костюмы в наших театрах: Саха театре, Театре эстрады, Театре танца, Театре юного зрителя. В этом году, обзвонив все театры города, мы узнали, что такой практики больше не ведется, комментировать причины нам не стали. Но одалживать костюмы можно по тем же объявлениям. Стоит сие удовольствие – от 1,5 до 2 тысяч за один день.

Какие атрибуты добавить к наряду?

Якутские национальные украшения вызывают большой интерес не только у жителей республики, но и за ее пределами, и их вполне можно было бы презентовать как еще один из брендов Якутии. Уникальные формы, узоры, предназначение – все это гордо носят на своей груди, руках, голове наши девушки в настоящее время и в повседневной жизни. Выполняются они обычно из серебра, но есть и более экономные варианты в виде мельхиора, бересты, бисера и «нержавейки». Раньше их надевали для защиты от злых духов, а теперь их носят для красоты. Илин кэбиhэр на груди очень красиво звучит при ходьбе, словно сотни бубенчиков, звенья украшения заставляют обратить внимание на хозяйку, бастынга на голове со свисающими по бокам узорами смотрится очень красиво на любой девушке, также носят браслеты, кольца, даже косы завязывают косоплеткой из серебра, а якутские серьги стали воистину нашим брендом. Мужчины носят наборные пояса, якутский нож на ремне, один из обязательных атрибутов – в руках дэйбиир из конского хвоста.

Якутские украшения можно найти в любом ювелирном или сувенирном магазине. Если илин кэбиhэр стоит в магазинах от 30 до 50 тысяч и выше, серьги - 1,5-3 тысячи, бастынга - 10 тысяч, то популярная «нержавейка» стоит в разы дешевле: илин кэбиhэр – от 2 тысяч, также стоит бастынга, серьги – от 500 рублей. Издалека смотрится не хуже серебра, но если приглядеться, то разница очевидна.

Есть у нас и фирмы, которые изготавливают национальные украшения из бересты со вставками из камней и бисера. Стоят такие серьги от 300 до 500 рублей, а илин кэбиhэр можно попросить сделать за 2 тысячи.
Дэйбиир из конского хвоста у нас продается в разных видах и разных размеров, стоимость – от 1,5 до 2 тысяч. Вы можете подобрать рукоятку из дерева, кости, даже из кожи со вставками серебра.

Также популярными остаются шапки и шляпы из конского волоса. Стоит отметить, что они обладают целебным свойством и особым успехом пользуются у взрослого населения. Носят их и в повседневной жизни тоже. Красивая женская шляпа из конского хвоста стоит около 3 тысяч, а шапочку-«тюбетейку» для мужчины можно купить чуть больше, чем за 1 тысячу рублей.

Какой цвет выбрать?

На различных ступенях развития человечества существовали общечеловеческие основы цветовых предпочтений. В архаических культурах символическое употребление цветов являлось своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевного состояния. Человек понимал, что в природе все взаимосвязано, все имеет смысл, объединено в гармоничную целостность. Все цвета, узоры, орнаменты, украшения, подвески женской одежды имеют определенную смысловую нагрузку, связанную с традиционным мировоззрением.

Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) — символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока — жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами, белый цвет — это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.

Синий цвет — цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) — символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) — символ женского начала. Таким образом, черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись прародителями всех живых существ во Вселенной.
Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. Красный цвет — цвет жизни, плодовитости, родства, огня.

Зеленый цвет придает одежде свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. Например, на свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Желтый цвет, как белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном, желтый цвет располагается на уровне предплечья в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Количество показов: 7866
Выпуск:  № 45 (2162) от 14.06.2013 г.
Комментарии