14.02.2016 | 16:03

Детский абаасы

Дети – смысл жизни. Обычно такого мнения придерживается большинство людей. Вырастить собственных детей, понянчить внуков, видеть, как на этой земле продолжается твой род – не в этом ли смысл человеческой жизни?
Детский абаасы
Автор: EXO-YKT

Но что делать, если Бог не дает детей или они не выживают? В старину существовало такое выражение: «О5о турбат ыала» («Семья, в которой дети не выживают»). В таком случае даже чары шаманов не могли помочь. Впрочем, все же кое-какие хитрости, как обмануть о5о абаасытын (нечистую силу, пожирающую детей), существовали. 


В одном из наслегов Средневилюйского улуса  в конце позапрошлого века проживал некий бай. Жена его каждый год рожала по сыну, но, к сожалению, младенцы умирали, не дожив и до полугода. К кому только ни обращались отчаявшиеся родители! Привозили из других улусов самых знаменитых шаманов и удаганок, просили помощи уместных, побывали в их доме и разные травники-отосуты, знахари, ясновидцы, вещуны и ведуны, предсказатели и гадатели, приглашали даже емюряхов*-припадочных – вдруг что-нибудь подскажут… Но, увы, ничего не помогало: дети продолжали умирать. И, скорей всего, причиной этой напасти послужило одно обстоятельство. У этого мужчины была другая жена – дочь наслежного князька соседнего улуса. Она была необыкновенной красоты, но донельзя избалована родителями, у которых была самой младшенькой, родившейся, когда родители уже не чаяли иметь детей. Якуты таких детей-последышей называют шутливо «мурун бюетэ» (буквально - затычка носа). После свадьбы новоявленные родственники сразу отметили, что молодайка любит поспать, к хозяйству душа у нее не лежит, зато любит наряжаться и красоваться. Так прошло около года, затем отец заявил сыну: «Твоя жена чересчур беспокойно спит по ночам, без конца стенает, скрипит зубами и вздыхает, такие люди обычно не живут долго, давай, пока не поздно, отправим ее обратно к родителям!»  Мужу ничего не оставалось, как выполнить приказ отца. Как потом оказалось, молодая женщина была беременной. И через определенное время, вернувшись домой опозоренной, умерла от преждевременных родов вместе с ребенком в утробе. На похоронах любимой дочери князь дал слово отомстить за ее смерть семье бывшего мужа. Для этого был приглашен из дальнего улуса именитый кровожадный шаман, который камлал три дня и три ночи без остановки. Вот с того времени и начались в семье бая горести и напасти.   

Можно было, конечно, взять на воспитание кого-нибудь из детей дальних или близких родственников или пригреть сироту-хамначчита*. Но жена бая была еще молода, лет на пятнадцать младше мужа, и потому не теряла надежды родить собственного ребенка. Она в очередной раз была на сносях, ходила тяжело, предыдущие многочисленные роды истощили ее организм, а преждевременные утраты сделали еще молодую женщину нервной и суеверной. Она постоянно плакала, одно это уже было, по мнению предков, сильным грехом. Ее нервозность передалась и мужу, человеку,  довольно толстокожему от природы, но тоже под давлением обстоятельств уже не верящему, что когда-нибудь сможет изведать счастье отцовства. 

Как-то в конце зимы, когда заканчивалась пора сильных морозов и, как говорится в народных преданиях,  Бык-зима терял свою голову, глава семейства вышел  облегчиться по-маленькому перед сном. На небе сквозь ночной туман мерцали звезды. Мужчина направился в сторону старого амбара. Вдруг ему послышалось отчетливое мяуканье. Он очень удивился, поскольку их семейство котов не держало. Мужчина постоял еще немного, прислушался и снова услышал громкое мяуканье, но самого кота не было видно. Мяуканье все продолжалось и становилось громче, и казалось, что невидимое животное говорит: «Мое-мое-мое!» Испуганный и продрогший бай, не чуя ног, побежал к юрте. Ему почему-то стало страшно. 

Домочадцы готовились ко сну. Беременная жена, уже лежавшая за занавеской на своем ороне*, тревожно взглянула на запыхавшегося мужа: мол, что случилось? Но тот только отвернулся. Сон никак не приходил. Мужчина на цыпочках, стараясь сильно не шуметь, вышел на улицу, прихватив с собой охотничье ружье, и направился в сторону маленькой черной юрты с коровником-хотоном и замер в ожидании. В гулкой ночной тишине вновь раздалось громкое мяуканье, которое как бы переходило в детский плач. «О, горе мне! Видать, повадился к нам абаасы, поедающий детей!» - с горечью воскликнул мужчина и решил во что бы то ни стало сразиться с мерзким чудовищем. Он открыл задние двери хотона и прошмыгнул внутрь. Держа ружье наперевес, притаился за столбом. 

Долго ли он так стоял, полный решимости отомстить за своих детей, которые были утащены подлым абаасы, неизвестно. И тут вдруг почувствовал какое-то шевеление и при свете выглянувшей луны увидел, что прямо на него идет какое-то чудище ростом не больше годовалого ребенка, с большой кочкообразной головой и косматыми длинными волосами, с большим пузом и совершенно голый… Мужчина выстрелил в приближающееся чудище в упор. Но тот даже головы не повернул. Бай отбросил бесполезное свое оружие и решил сразиться врукопашную. «Неужели я, удачливый охотник, мужчина в расцвете лет, - думал он, - не справлюсь  с этим недомерком?» И со всего маху схватил абаасы за длинные космы. Но не тут-то было! Сила у маленького чертенка оказалась недюжинной, он волочил взрослого сильного мужчину, как какую-то былинку, по всему хотону. На его беду он даже не мог разлепить пальцы от волос мерзко пахнущего абаасы. Тут, на его счастье, в черной юрте от их шума проснулись хамначчиты и вошли в хотон, вооруженные толстыми палками. Только тогда абаасы отпустил бая и в мгновение ока сгинул в темноте. 

Бай, попросив работников никому ничего не рассказывать, поплелся домой. Руки как будто огнем горели и противно пахли, только через день пальцы разогнулись в прежнее состояние.

Назавтра бай уехал в соседний наслег. Что он там делал, никому не сказал. Через два дня из этого наслега приехали гости-хоносо*. Вскоре у хозяйки начались роды. Родился вполне здоровый мальчик, чего нельзя было сказать о роженице. Женщина пришла в себя только на третьи сутки после тяжелых родов и чуть не отдала богу душу, узнав, что и этот ребенок не выжил. От нее скрыли, что отчаявшийся муж на этот раз прибег к обряду «О5о уоруу», когда ребенка, как только он появится из лона матери, и ему перевяжут пуповину, заворачивают в заячью шкурку и отдают на воспитание чужим людям. Приемная мать стоит, притаившись за камельком, и ждет, когда ей отдадут новорожденного. После этого она, пятясь назад, выходит из юрты через заднее окошко хотона, где ей дают в руки берестяное ведерко с золой и ветками шиповника (считалось, что абаасы боится колючих веток шиповника). Таким  же образом, пятясь, женщина преодолевает территорию двора, при этом она должна, чтобы  совсем уж запутать свои следы, засыпать следы золой и разбрасывать ветки шиповника. Тогда детский абаасы точно не найдет ребенка и уйдет несолоно хлебавши. Года два, а то и более полагалось хранить тайну усыновления ребенка, особенно скрывали это от матери, чтобы та ненароком не потащилась взглянуть на рожденное ею дитя и не привела за собой абаасы. 

После того, как ребенок встанет на ножки, начнет ходить, окрепнет, его обычно возвращали в родную семью, а иногда он так и оставался в приемной семье. Причем якуты относились к усыновленным детям так же, как и к своим, не делая никаких различий. 

В данном случае этот мальчик, Еремей, вернулся к родителям в трехлетнем возрасте. К тому времени у него уже родился младший брат. Видимо, обманутый однажды детский абаасы оставил в покое эту семью.


Новости

Популярное

Евгений Григорьев проведет прямой эфир на своей странице ВКонтакте
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев проведет прямой эфир на своей странице ВКонтакте
Сегодня, 2 мая, в 19.00 ч. глава города Якутска Евгений Григорьев проведет прямой эфир на своей странице ВКонтакте. 
В конфликте с подростками зачинщиком оказался водитель автобуса
Город | 1 день назад
В конфликте с подростками зачинщиком оказался водитель автобуса
Видеозапись конфликта, изученная полицией, не подтверждает версию водителя о том, что несовершеннолетние каким-то образом оскорбили его по национальному признаку.
На мероприятия VIII Игр «Дети Азии» предусмотрены льготные билеты
Город | 1 день назад
На мероприятия VIII Игр «Дети Азии» предусмотрены льготные билеты
Продажа билетов на церемонию открытия VIII международных спортивных игр «Дети Азии» стартовала.
Более 125 тысяч якутян приняли участие во Всероссийском голосовании по отбору общественных территорий
Город | 1 день назад
Более 125 тысяч якутян приняли участие во Всероссийском голосовании по отбору общественных территорий
Наиболее активно во Всероссийском  голосовании приняли участие жители г. Якутска.