20.09.2021 | 16:41

Две легенды телефонных мошенников на примере звонка жительнице Якутска

На прошлой неделе наша читательница получила звонки, по одному из которых мужчина представился работником портала Госуслуги, второй — Тинькофф банка. Они сообщили об изменении финансового номера и хакерской атаке.
Две легенды телефонных мошенников на примере звонка жительнице Якутска
Автор: EXO-YKT

Молодой человек, представившийся работником технического отдела портала Госуслуги, сообщил женщине, что 15 минут назад был изменен ее финансовый номер. Имеется ввиду номер телефона, который привязан к банковской карте. Он сказал, что заявка будет расцениваться как незаконная и будет передана правоохранительным органам для дальнейшего расследования. Он поинтересовался, оформляла ли горожанка микрозаймы, оставляла ли номер телефона на незащищенных ресурсах, сайтах госучреждений. «Я так понимаю, что вы заинтересованы в том, чтобы отменить смену финансового номера. Для отмены предоставьте любой из документов, удостоверяющих вашу личность: серию, номер паспорта, СНИЛС, ИНН. Я вам направлю смс-уведомление для деактивации запроса о смене финансового номера», — сказал он. После того, как женщина спросила, сколько сотрудников в техническом отделе, сообщила, что ей интересно общаться с мошенниками, мужчина положил трубку.

Второй звонок от мошенников был более подготовлен. Его предваряла голосовая рассылка о совершении операции по перевыпуску кредитной карты, а в момент разговора поступило два смс-сообщения с номера банка, в котором содержался код как для обычных операций с банковской картой, но для подтверждения мобильного номера. Молодой человек сообщил, что представляет финансовое отделение Тинькофф банка. Он назвал женщину по имени и отчеству, сказал, что от ее имени была подана заявка на оформление виртуальной карты. «Если вы не подавали данную заявку, то я буду расценивать, что в отношении вас происходили мошеннические действия», — сказал он, не забыв при этом упомянуть номер статьи уголовного кодекса, определяющей ответственность за мошенничество.

По его словам, компрометация личных данных женщины могла произойти с различных торговых интернет-площадок. Когда она сказала, что не зарегистрирована на AliExpress, «Авито», Joom, то мужчина стал называть другие платформы, перечислять действия, которые сейчас многие совершают в интернете. Например, покупка авиабилетов.

Далее он стал расспрашивать, к счету какого банка привязан номер телефона. По его словам, Сбербанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Газпромбанк зафиксировали хакерскую атаку — клиенты столкнулись с массовой попыткой оформления кредитов. Собеседник женщины уверял, что она также стала жертвой хакерской атаки, и ей необходимо указать номер лицевого счета, чтобы он был передан «по факту мошенничества в банковскую ассоциацию, Центробанк». В подтверждение того, что я сотрудник банка, уверял мужчина, вам пришло уведомление, в котором код и предупреждение о его неразглашении. В конце разговора он пригрозил, что женщина будет выплачивать чужой кредит, оформленный на нее.

Поступление смс-сообщения с номера банка объясняется тем, что мошенники используют SIP-протокол интернет-телефонии и могут имитировать любой номер телефона. В первом разговоре, когда они сообщают об установлении операций, которые владелец банковской карты не совершал, они стараются выяснить больше личной информации у собеседника. Затем звонят во второй раз с телефонного номера, имитирующего номер, например, дежурной части города, где проживает жертва.

За семь месяцев 2021 года в республике зарегистрировано 1700 преступлений, совершенных с использованием интернета и телефона. Общий ущерб по ним составил 189 млн руб., говорит заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска Алексей Мударисов. По сравнению с прошлым годом ущерб от дистанционного мошенничества в республике вырос в три раза. За семь месяцев 2021 года было совершено 1230 преступлений с общим ущербом в 65 млн руб.

«Не верно представлять дистанционных мошенников зеками. Это люди с интеллектом, хорошо поставленной речью. Они разбираются в технологиях и умеют убеждать», — говорит подполковник полиции.

Чтобы оградить себя от спамеров и телефонных мошенников, можно установить на телефон голосового помощника экосистемы «Тинькофф». Олег, так зовут телефонного секретаря, автоматически начинает отвечать на телефонные звонки, которые пропускает абонент. Искусственный интеллект либо по номеру телефона, либо по ключевым словам определяет, что в диалог пытается вступить спамер или мошенник, и на основании этих выводов выстраивает общение. Затем пользователю направляется аудиозапись разговора и текстовая расшифровка.

Сотовые операторы также стремятся защитить своих клиентов от телефонного мошенничества и спама. Антиспам-системы есть у МТС, Мегафона и Tele2.

Новости

Популярное

В Якутске будет организован автобусный маршрут до Намцырского тракта
Город | 14 часов назад
В Якутске будет организован автобусный маршрут до Намцырского тракта
Регулярное движение будет запущено с 18 мая. В данное время маршрут выполняет движение по временному графику.
Отключения света 13 мая
Город | 1 день назад
Отключения света 13 мая
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.
В июне начнется основной монтаж фонтана на площади Ленина
Город | 13 часов назад
В июне начнется основной монтаж фонтана на площади Ленина
Устанавливать фонтан приедет бригада из Китая.
В Олекминском районе подтоплены паводком дворовые территории
Город | 14 часов назад
В Олекминском районе подтоплены паводком дворовые территории
В муниципальном образовании объявлен режим чрезвычайной ситуации.