31.01.2022 | 19:57

Режиссер Мария ХАРЛАМПЬЕВА-ПОПОВА: «Мне давно хотелось поработать с темой якутских сказок»

Если имена театральных режиссеров у многих якутян на слуху и более-менее знакомы, то цирковые режиссеры – профессия штучная и зачастую они незаслуженно находятся в тени. А ведь и на них надо учиться.
Режиссер Мария ХАРЛАМПЬЕВА-ПОПОВА: «Мне давно хотелось поработать с темой якутских сказок»
Автор: EXO-YKT

Сегодня мы восполним пробел и познакомим читателей «ЭС» с Марией Харлампьевой-Поповой, которая расскажет, как стала режиссером цирковых представлений и где она этому училась. В новогодние каникулы, когда в качестве подарка нам достались «ковидные послабления» многие детишки успели посетить цирковое новогоднее представление «Луна» по мотивам якутской сказки «Ый кыыhа». Но, пожалуй, предоставим слово самой гостье.

«Училась по кассетам…»

Мария ХАРЛАМПЬЕВА-ПОПОВА, главный режиссер Сахацирка:

- Родом я из села Кобяй Кобяйского района. В школе у нас был кружок по художественной гимнастике, но я там недолго занималась. У нас в роду есть очень гибкие и пластичные люди, наверное, это наследственное. Моя бабушка - Мария Дмитриевна Павлова – основательница педагогической династии, была всесторонне талантлива. Видимо от нее передались мне гены.

- После школы год училась на культорганизатора в Октемцах. Потом поступила в колледж культуры в Якутске, хотела получить профессию режиссера клубных мероприятий. Меня заметил Сергей Васильевич Расторгуев и пригласил на эстрадно-цирковое отделение. Я получала образование параллельно. После окончания колледжа стала артисткой цирка, первой воздушной гимнасткой.

- У меня был номер на воздушном кольце. Родителям это совсем не понравилось, особенно маме. Она очень переживала за меня, потому что считала, что это очень опасно. Конечно, опасность есть. Но тогда цирк находился в старом здании, был приспособлен из гаражного помещения. Высота была не такая, как сейчас в новом. Было не страшно. Вот когда впервые выступала на стадионе «Туймаада», там я испытала страх. Выполняла номер со стрелы крана, который раскачивало из стороны в сторону от ветра. Выступала впервые с лонжей (страховой трос).

- На кольце вначале самостоятельно делала трюки, также училась по кассетам. Да и старшие артисты помогали, советовали Владимир Иванов, Александр Березкин, Надежда Решетникова. Каждый делился, советовал, рассказывал то, что знал. Вот так и начался мой цирковой опыт выступлений под куполом. И все-таки многому нужно было учиться, поэтому меня направили в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) на годовую стажировку.

- Сейчас из-за пандемии таких стажировок нет. Стараюсь регулярно смотреть работы других цирков, театров, сейчас это проще, все это доступно по Интернету. Так приходят какие-то идеи, что можно адаптировать и поставить у нас. Также, когда к нам приезжают артисты из других городов, мы общаемся, они дают свои советы. Такой вот обмен знаниями получается. Чтобы идти вперед, нужен опыт людей извне.

Дрессировщица Мария Жиркова.

Мой педагог - "человек - легенда"

- Так как у меня был еще и диплом режиссера, я три года работала преподавателем в детской цирковой студии. Ставила номера детям. И эта работа меня затянула, захотелось получить профильное образование. Я попросилась на учебу в институт. После того, как мои ученики получили Гран-при на фестивале «Мамонтенок», Сергей Васильевич и Марфа Петровна решили, что мне надо учиться на режиссера цирка. В 2008 году я окончила РАТИ (ГИТИС).

- Моим преподавателем был человек – легенда. Заслуженный артист России, доцент института театрального искусства Николай Челноков. Он создатель номеров, которые становились центральными во многих шоу Cirque du Soleil, изобретатель нового направления в цирковом искусстве. Десять лет он и его сын Антон были солистами канадского цирка Дю Солей (Монреаль).

ИЗ СПРАВКИ «ЭС»

1987 год, Париж. Николай Челноков получил серебряную медаль за номер «Опасная веревка». 1998 год, Монте Карло. Антон Челноков получил бронзового клоуна за номер «Полет в сетке». В 2001 году в Париже Челноков-младший получает серебряную медаль за номер «Полет в сетке». В 2010 год году артисты создали РоссияGlobal Circus – невероятно удивительный цирк нового формата. В 2014 году новое шоу от легендарной цирковой семьи «Человек-амфибия»!

- Первый спектакль поставила, учась в институте. Это было в 2007 году, мы уже работали в новом здании, в 2004 году цирк переехал. Был простор для хороших цирковых представлений. Мой самый первый спектакль – назывался «Кулумчээн», сценарий к нему написала Раиса Винокурова-Хаар Мичээрэ. До этого мы ставили только дивертисменты (программа из отдельных номеров) меняли, переоформляли номера. В 2008 году я поставила второй, уже дипломный спектакль - «Колесо времени. Новогодние истории». Здесь уже сценаристом и режиссером была я сама. Сняли его на видео и представили комиссии. С тех пор работаю режиссером в цирке.

- Похожа ли работа театрального и циркового режиссера? С одной стороны, конечно. С другой - все-таки это цирковое представление с трюками, каждый номер должен сочетаться и быть логичным. Вот над этим обычно очень долго думаю. Когда работаю над новым спектаклем, у меня в это время прямо творческие муки идут. Для представления нужно разные варианты продумать. Существует негласный закон, потихонечку идти от легкого к трудному и сложному. В каждом номере обязательно должен быть трюк.

- У нас один коллектив, одни и те же номера. Стараемся менять или чередовать трюки, но опять-таки нельзя так просто взять и поменять его, особенно если номер сложный. Они же семь лет учатся, чтобы выучить не простые, трудные трюки. Если не получается задумка, то приходится оставить затею. Так бывает, потому что на первом месте стоит безопасность. Соблюдаем все меры предосторожности, дорог и важен каждый артист.

- Часто приходится исходить от самого артиста, какой образ ему больше подходит. Некоторым артистам серьезный номер вообще не подходит, да и не получается. У них в характере уже заложена эксцентричность, комедийность. Но бывают и уникальные артисты, которые могут раскрыть все образы.

"Я - тайный зритель"

- Настоящая оценка происходит после представления. Я люблю сидеть среди зрителей, наблюдать за реакцией. А потом слушать впечатления детей, когда родители спрашивают: «Что больше всего понравилось?». Бывает, что ответы озадачивают. Как-то один ребенок сказал, что ему понравились «собачки». Оказалось, что он говорит не о лайках, а о клоунах в костюме собачек. Это значит только одно, что артисты хорошо сыграли. Вот такой я тайный зритель.

- В цирке много возможностей создать сказочную атмосферу. Как только появились послабления, мы сумели выпустить премьеру. В первый год пандемии было сложно, артисты очень долго сидели дома. Дистанционно заниматься артистам цирка архисложно, так как все работают в одной связке. Воздушные гимнасты, канатоходцы, девочки-каучуки, акробаты – у всех групповые номера. Друг без друга никак нельзя. Дома никак невозможно заниматься, единственно, что они могли, то это поддерживать форму, тренировать тело.

- Новогодние каникулы мы открыли премьерным спектаклем «Луна» («Ый кыыhа») по мотивам якутской сказки про девушку с коромыслом. У нас и до этого были спектакли, но на северную тематику. А мне давно хотелось поработать с темой якутских сказок. Спектакль получился ярким, красивым. То ли зрители так соскучились в изоляции, но все дни прошли при аншлагах. И то не все успели посмотреть. В феврале «Луна» поставлена в репертуар на три воскресенья. Но теперь неизвестно, состояться ли они.

"Не смогла бы отпустить дочерей в цирковую школу"

- Только получив высшее образование, я вышла замуж. (Улыбается). В свое время Марфа Петровна отметила, мол, какая ты умная женщина.

- Благодарю свою семью, за то, что могу с головой уйти в творчество. Конечно, это мама, которая помогает мне, мой муж. Я же зачастую работаю ночами. Много работы перед сдачей спектакля, различных корректировок. То, что я была артисткой цирка, знаю кухню изнутри и работала по обе стороны баррикады, помогает многое понять и в режиссерстве.

- У меня две дочки – Лияна и Лея им сейчас 11 и 12 лет. Муж Лука Лукич Попов работает в другом месте, не цирковой. Девочки очень любят цирк, и была, возможность отдать в цирковую школу Пекина. Но у меня не было желания отправить своих девочек в Пекинскую школу, отделить от себя. Я - не настолько сильная мать, которая может расстаться с детьми. Пусть растут рядом с нами. Хотя они и выросли, у театральных говорят за кулисами, а у нас – за форгангом. Это главный выход артистов.

С семьей.

- В цирке у нас работают артисты трех выпусков Пекинской международной цирковой школы. Школа, которая выпускает учеников с хорошими, сильными номерами. Помню, как встречали восторженными аплодисментами первых выпускников. А сколько наград ребята завоевали на международных фестивалях, громко заявив о самом северном цирке. Чтобы был такой результат надо всего себя отдавать искусству, постоянно тренироваться и совершенствоваться.

Ксения ЭВЕРЕСТ

Фото из домашнего архива героини

С артистами

Новости

Популярное

Возле Якутска продолжается снижение уровней воды
Город | 1 день назад
Возле Якутска продолжается снижение уровней воды
Уровень воды в Кангалассах снизился до безопасных отметок.