02.09.2014 | 18:27

ТАЛАНТ В НАШИХ ДЕТЯХ. Как его разглядеть?

Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция, родительский или учительский талант или же серьезная психологическая подготовка.
ТАЛАНТ  В НАШИХ ДЕТЯХ. Как его разглядеть?
Автор: EXO-YKT
И если трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть общераспространенное представление о том, что одаренные, талантливые дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями и, прежде всего, невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Вы никогда не сталкивались с такой ситуацией: смотрите, он в свои девять лет знает два иностранных языка, а моему и один с трудом дается?

«Не хочу и не буду!»

Приведу пример из собственной жизни. О моем среднем сыне многие говорят: «Какой талантливый ребенок!» В детском саду он отлично танцевал, был неоднократным лауреатом всяческих конкурсов, а как пошел в школу – перестал этим заниматься. Нет, я согласна, что пластика, чувство ритма, ощущение музыки и невероятные способности к танцам ему даны как дар. Он практически не прикладывал к этому усилий – это просто было заложено изначально, и это стали развивать. Видимо, перегрузили: было очень много выступлений, занятий, репетиций, и он просто устал. Плюс ко всему Никита любит рисовать, петь, причем на ходу заучивает песни на английском языке, и произношение у него отличное.

Около 90% вундеркиндов-детей рано или поздно становятся обыкновенными людьми. Это происходит, когда ребенок понимает, что он не один такой исключительный, есть и другие. Для его нервной системы это может быть таким стрессом, что она блокируется и развитие останавливается.

При этом в школе по иностранному языку учится не ахти как... Он спортивный, много двигается, и при этом у него нет желания серьезно заняться спортом. Ну, не из-под палки ведь его гнать, верно? Учитель говорит: «Если бы он занимался дома, то мог бы быть круглым отличником». А Никите просто скучно быть, по его словам, «ботаником». Мои родители твердят: «Такой талантливый ребенок, его нужно чем-то занять, отдать в спортивную, музыкальную, танцевальную школу». А ребенок – наотрез. Ну, не хочет он никуда! И не сказать, что поведение у него такое хорошее, зачастую выбивается из общего фона, он дерзкий, имеет свое мнение, может не подчиняться требованиям. Доходит иногда до того, что мне советовали сводить его к психологу.

Кружки, репетиторы, занятия…

Уверовав в то, что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и папы водят своих чад в кружки, студии и прочие группы развития, где детей за большую плату обучают профессиональные педагоги. В школе не ладится - надо с ним заниматься, развивать его способности. И вот с бедным ребенком проводятся дополнительные занятия, нанимаются репетиторы... Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. А способности развиваются и того реже. Чаще всего – это напрасная трата сил, времени и больших денег. Иногда увеличение времени занятий приводит даже к ухудшению результатов. Но заниматься нужно обязательно, соблюдая определенные условия. Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом, сама по себе еще ни у одного ребенка не развила способностей. Нужна деятельность плюс... что-то еще, самое важное, а иначе это - бессмысленно. И не радуйтесь, дорогие мамы и папы, отдавшие ребенка в престижную школу, знания у ребенка, может быть, и появятся, а вот развитие способностей - под вопросом.

По поводу гениальности существует немало гипотез. Предполагается, что высокий талант определяется повышенным уровнем гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах. По другой версии, причина может заключаться в колебаниях геомагнитного поля Земли - в том, с какой интенсивностью его волны влияют на плод в чреве матери.

Некоторым родителям помогает природная интуиция, и они развивают способности ребенка без лекций и книжек. Но такая интуиция - редкость, а большинству родителей и учителей надо читать статьи и книжки о том, что такое одаренность и как ее развивать.

Число одаренных детей в возрасте до 3 лет составляет 10 процентов, до 7 лет — 2-3 процента, в школьный период — 1 процент.

Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность и отличная память.

В научной психологии различают два типа одаренности детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они резко выделяются из толпы.

Одаренность можно проследить в первые годы жизни. У одаренных детей физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст. Как правило, они начинают раньше ходить, разговаривать. Иногда в три-четыре года начинают читать, хотя взрослые при этом не прилагают никаких усилий, проявляют интерес к написанию букв, не теряют интерес при чтении книг без картинок, проявляют ранний интерес к вычислениям, измерениям, легко запоминают математические символы. Главные отличия одаренных детей - большая потребность в умственной нагрузке, высокая активность ума, склонность к усвоению энциклопедических знаний, они могут часами читать и запоминать энциклопедические данные. В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других, рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием. Также рано проявляются способности к музыке. В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован – эти дети потенциально одаренные в танцах, спорте.

Мнение психолога

Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог:

- В детстве человек больше склонен к творчеству, поскольку ещё не испорчен стереотипами. Выявить одарённого ребёнка можно не только при хитроумном тестировании. Достаточно быть просто внимательным к тому, что его увлекает, что нравится: читать, исследовать, рисовать, музицировать... При этом, ребёнку зачастую неинтересны другие сферы деятельности. Задача родителей и педагогов — гармонизировать его развитие, не запрещая ему заниматься любимым делом.

Чувствуя себя не таким, как все, одарённый ребёнок нуждается в поддержке. Как правило, он очень раним и чувствителен, склонен к перепадам настроения и даже самобичеванию. Кроме того, маленьким гениям свойственна непропорциональность в развитии. При наличии явных способностей, например, в математике, в других сферах они могут быть середнячками и даже отставать. У гениев встречается неспособность овладеть чтением (дислексия) и письмом (дисграфия), притом, что музыкальный слух абсолютный, художественное чутьё уникальное. Есть сложности с концентрацией внимания и социальной адаптацией. Таланты часто остаются непонятыми, им свойственны муки творчества, чрезмерная настойчивость в желании получить результат. Одарённые дети очень боятся не оправдать возложенных на них надежд, забывая, что право на ошибку имеет каждый.

По мнению психологов, известное утверждение «талантливый человек талантлив во всём» к детям как раз и не относится. Неумеренное восхваление маленького таланта может, во-первых, заложить основы мании величия (когда малыш зазнается, неадекватно себя оценивает), во-вторых, сформировать комплекс неполноценности (когда любую ошибку ребёнок воспринимает как катастрофу). Важно, чтоб похвала была уместной и искренней, а не формальной, кроме того, она должна стимулировать к развитию: «У тебя многое получается, но ещё надо учиться!» На что следует обратить внимание родителям для определения таланта, одаренности своего ребенка.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и тому подобное сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не выводом о ее безусловном наличии.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.

Новости

Популярное

Евгений Григорьев проведет прямой эфир на своей странице ВКонтакте
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев проведет прямой эфир на своей странице ВКонтакте
Сегодня, 2 мая, в 19.00 ч. глава города Якутска Евгений Григорьев проведет прямой эфир на своей странице ВКонтакте. 
Отключения света, тепла и водоснабжения 2 мая
Город | 1 день назад
Отключения света, тепла и водоснабжения 2 мая
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
В конфликте с подростками зачинщиком оказался водитель автобуса
Город | 1 день назад
В конфликте с подростками зачинщиком оказался водитель автобуса
Видеозапись конфликта, изученная полицией, не подтверждает версию водителя о том, что несовершеннолетние каким-то образом оскорбили его по национальному признаку.