Влюбленный в Якутию. Памяти профессора Кацуки Хидэо
В январе этого года не стало почетного профессора Якутского государственного университета и Северо-Восточного федерального университета Кацуки Хидэо. Он был одним из первых ученых, который проложил мост между Якутией и Японией, внес вклад в развитие преподавания японского языка на базе факультета иностранных языков и открытие кафедры восточных языков и страноведения.
Пресс-центр СВФУ расскажет о его интересной судьбе и научном пути – Кацуки-сан был свидетелем Второй мировой войны, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, открыл новый вид фиалки, изучал культуру айнов, исследовал японские мифы.
Коллеги о профессоре
«Многие выпускники нашего университета изучали японский язык у профессора, он подарил кафедре необходимые для преподавания японского языка книги и энциклопедию. Профессор почти каждый год приезжал в Якутию, работал в архивах и библиотеках, несмотря на солидный возраст до последних лет как настоящий пытливый ученый с увлечением занимался любимым делом, исследовал документы, первоисточники, писал статьи. Якутяне и особенно, мы коллеги в ИЗФиР, запомним Кацуки-сана как Учителя, доброго, интеллигентного, который своим трудом и поддержкой помог в развитии преподавания японского языка у нас в университете и искренне радовался успехам студентов», – вспоминает директор Института зарубежной филологии и регионоведения Владлен Кугунуров.
О военном детстве
Кацуки Хидэо родился 26 июня 1930 года в городе Фукуи в Центральной Японии. С 1944 по 1947 годы занимался классификацией дикорастущих растений и нашел новый вид фиалки – Viola wakaхugii Honda и пять новых подвидов, которые зарегистрированы профессором Токийского государственного университета Хонда Масадзи, так как в это время Кацуки был школьником старшего возраста.
«Молодость я провел в родной префектуре Фукуи. В период Второй мировой войны бомбардировщики США довольно часто атаковали наш город. О взрывах в Хиросиме и Нагасаки мы узнали чуть позднее, техника не работала. Наше поколение никогда не забудет те ужасные дни!», – вспоминал профессор.
В 1953 году он окончил филологический факультет университета Васэда в Токио, затем преподавал в Институте Ниссо-Гакуин при обществе «Япония-СССР», с 1954 года работал редактором в издательстве «Хэйбонся», главным образом принимал участие в подготовке разных энциклопедических материалов.
Первые годы в Якутии
С сентября 1991 года Кацуки Хидэо начал преподавать японский язык на факультете иностранных языков ЯГУ, читал курс лекций по японской культуре и историческим отношениям между Северо-Восточной Сибирью и Японией. С февраля 1999 года учил японскому языку студентов Финансово-экономического института ЯГУ.
«В Якутск я впервые приехал в 1991 году, преподавал японский язык и культуру до 1999 года. В летнее время каждый год приезжаю сюда работать, зимой в последнее время не был. Мне тут достаточно уютно, возможно потому, что тут я более свободен, а в Японии очень занят. Когда я впервые приехал преподавать японский язык в Якутск, то студенты довольно серьезно относились к изучению языка. Их было примерно 40, они были разделены на две группы. Нагрузка для меня была довольно большая, но студенты изучали язык интенсивно и очень серьезно, я даже был удивлен. По-моему, за исключением двух-трех студентов, остальные учились все на «4» и «5». Сейчас некоторые из моих студентов в Москве, некоторые в США», – рассказывал профессор в интервью.
Он стал свидетелем первых выборов президента Якутии, когда был избран Михаил Николаев.
«Мы много общались с ним, он очень интересный человек. Думаю, если бы президентом стал не Михаил Николаев, то республика была бы сейчас совсем другая. В то время я редко слышал в университете якутскую речь, на нем тогда мало говорили. Сейчас уже другое дело», – отзывался он о первом президенте.
26 мая 1999 года решением Ученого совета ЯГУ Кацуки Хидэо присвоено звание «Почетный профессор Якутского государственного университета» за значительный вклад в становление преподавания японского языка на факультете, подготовку кадров для будущей кафедры восточных языков, установление сотрудничества между ЯГУ и университетами городов Саппоро, Тибо.
Об исследованиях профессора
Кацуки Хидэо издал более 150 научных работ, в том числе монографию «История исследования японских мифов», которые вышла в Японии в 1971 году – она была посвящена анализу тунгусских, монгольских и тюркских элементов в японских мифах.
С 1973 года работал ответственным секретарем в области гуманитарных наук «Большой мировой энциклопедии», изданной в 35 томах. В эту энциклопедию были включены его статьи «Айнский язык», «Вода», «Оружие», «Бронзовые инструменты и сосуды», «Богораз В.Г.», «Иохельсон В.И.», «Шренк Л.И.», «Штернберг Л.Я.». Он дружил с первым ученым из народа айнов, языковедом и этнографом Тири Масихо, после его смерти отредактировал и издал его сочинения с подробными комментариями в шести
томах. Редактором издательства «Хэйбонся» она работал 15 лет.
У него был обширный круг научных интересов: изучал историю преподавания японского языка в России, происхождение якутских традиционных орнаментов, северные элементы в древней японской культуре, национальный вопрос в Якутии в 1920-1930 годах. Долгое время исследовал коренную японскую культуру и народ айнов – древнейшего населения Японии, часть которой жила и в России.
В последние десятилетия он изучал историю ссыльных в Якутии, в частности, именно уголовных ссыльных, так как считал, что история политссыльных достаточно изучена российскими учеными.
«Они совсем не работали здесь, смертной казни в то время не было, потому они свободно требовали с населения денег, еды и прочее. По этой теме совсем мало работ. Вопросами ссыльных занимался также американский исследователь Джордж Кеннан, но он ездил только по южной части Сибири, не приезжал в Якутск и написал про республику совсем чуть-чуть», – говорил он об исследовании.
В январе 2024 года профессора Кацуки Хидео не стало, и для коллег из СВФУ это стало печальной новостью. Он был истинным другом института зарубежной филологии и регионоведения, его преподавателей и студентов. Благодаря его стараниям в преподавании японского языка, мотивации студентов, настоящего интереса к многообразной культуре Якутии и ее связям с народами Востока преподавание японского языка на базе ФИЯ поднялось на новый уровень. Многие выпускники университета изучали японский язык у Кацуки-сан, стали специалистами высокого уровня и доказали,
что университет готовит профессионалов международной квалификации.
Мы всегда будем помнить почетного профессора и благодарить за огромный вклад, который он от
всей души внес в развитие ФИЯ и ИЗФиР.
- В тексте:
- СВФУ им. М.К. Аммосова
- СВФУ