Город Якутск принял участников Международного проекта «Аляска - Сибирь-2015»

07.08.2015 
Количество показов: 576
31 июля самолеты легендарной воздушной трассы «Аляска - Сибирь» приземлились в аэропорту города Якутска.

В честь этого уникального исторического события в сквере им. Ю. А. Гагарина прошел митинг, на котором общественность столицы торжественно встретила участников перелета. 

Знаменитая воздушная трасса, через которую самолеты из США доставлялись в СССР, была проложена 73 года назад. В годы Великой Отечественной войны по ней было доставлено 8 тысяч американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных авиа машин, сыгравших важную роль в успешных военных действиях Советской армии.

Столица республики была административным центром перегоночной трассы. Благодаря слаженной и самоотверженной работе летчиков, техников, инженеров и местного населения трасса «Аляска - Сибирь» приобрела репутацию одной из самых надежных в мире и стала международной. Но несмотря на это, случались и трагедии. За время ее существования произошло 44 катастрофы, где погибли 113 авиаторов.

Торжественный митинг, посвященный участникам этой уникальной исторической экспедиции, начался с минуты молчания в память о погибших.

Далее состоялась церемония возложения цветов, в которой вместе с пилотами кампании «Аляска - Сибирь-2015» приняли участие заместитель председателя правительства РС (Я) Александр Соловьев, заместитель руководителя администрации главы и правительства РС (Я) Александр Сафронов, заместитель главы города Якутска Георгий Михайлов, первый заместитель председателя Якутской городской Думы Марина Силкина, ветераны, молодежь, гости и жители столицы.

Перед собравшимися выступили заместитель председателя правительства Александр Соловьев, ветеран Великой Отечественной войны, председатель Совета ветеранов города Якутска Михаил Попов, кандидат исторических наук, автор многочисленных книг об авиации Якутии Иван Негенбля, ветеран авиации, основатель музея авиации республики Михаил Васильев, генеральный директор ООО «Русавиа», руководитель проекта Сергей Баранов и другие.

Участники митинга указали на огромное значение сегодняшней исторической миссии, призванной отдать дань уважения и памяти героям тех лет. Кроме того, на встрече была отмечена мысль о дружественной связи двух великих держав, помогавшей выиграть Вторую мировую войну и выражена надежда о ее продолжении, несмотря на сегодняшнюю политическую обстановку в мире.

Напомним, проект «Аляска – Сибирь - 2015» реализуется при содействии Русского авиационного общества, международной компании Wargaming и некоммерческого фонда BRAVO 369 с целью возрождения исторической памяти о воздушной трассе «АлСиб». Два самолета тех лет -  Douglas DC-3 и С-47, специально подготовленных к акции памяти, повторяют маршрут перелета по легендарной перегоночной трассе. В проекте принимают участие российские лётчики и пилоты из США.

Как сообщает пресс-служба АО «Аэропорт Якутск», меньше чем за 2 недели участники перелета преодолели маршрут Грейт-Фолс – Фэрбенкс – Анадырь – Магадан – Якутск. Впереди Братск, Красноярск и Москва - исторический маршрут специально продлен до столицы для участия самолетов в Международном авиационно-космическом салоне («МАКС-2015»), после чего они будут экспонироваться в г. Москве в музее Минобороны.

Прибытие двух американских «дугласов» в места былой боевой славы стало воистину историческим событием, поскольку столица республики 70 лет назад играла важную роль в функционировании «АлСиб», являясь центром перегонки.

 

Вот как рассказывает о значении города Якутска в трассе «Аляска – Сибирь» ветеран авиации Якутии, автор книги «Авиаторы Якутии в боях за Родину» Михаил Васильев:

 

«По географическому расположению Якутск находился примерно посередине перегоночной трассы. В итоге колоссальных работ, в аэропорту «Якутск» в 1942 г. появилась возможность эксплуатации и ремонта тяжелых транспортных и боевых самолетов, был расширен аэродром, возведено много технологических и бытовых объектов, также здесь работал самый мощный на Северо-Востоке страны радиоцентр – все это делало Якутск центром перегонки. В Якутске были расположены штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки. «АлСиб» называют еще Трассой Дружбы и Трассой Мужества, потому что советские и американские летчики сплотились во имя одной цели, и им приходилось преодолевать десятки тысяч километров над тундрой, горными хребтами, глухой тайгой в крепкие морозы, на большой высоте, с минимумом видимости и недостатком кислорода.

 

Перегоночная трасса «Аляска – Сибирь» сыграла большую роль в истории развития якутской авиации. Ее летчики в последующем составили золотой фонд личного состава Якутского управления гражданской авиации. Среди них – Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Петр Кухто, Федор Козин, Владимир Браташ... Звание Героя Советского Союза получили летчики-якутяне Сергей Асямов, Михаил Лорин, Владимир Сапожников, Иван Симаков, Иван Шаманов, Ефим Парахов. Проект «Аляска – Сибирь-2015» имеет огромное значение, не побоюсь этого слова, в укреплении международных отношений. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне возрождение исторического маршрута – это дань памяти героическому прошлому Родины», - говорит Васильев.

 

В воскресенье, 2 августа, все желающие жители и гости Якутска смогли увидеть легендарные самолеты. Специально для этого в аэропорту был проведен «День открытых дверей».

Количество показов: 576
Выпуск:  № 88 (2462) от 7 августа 2015 г.