Родной отец десятой школы

30.12.2016 
Количество показов: 876
В этом году средняя школа №10 торжественно отметила 100-летие легендарного директора Дмитрия Георгиевича Новопашина, возглавлявшего школу и носящего его имя. По этому случаю в школе были проведены торжественные мероприятия. Дочь Дмитрия Георгиевича Елена Дмитриевна Новопашина поделилась с нами воспоминаниями о своем отце.
- Дмитрий Георгиевич Новопашин родился в селе Знаменское Иркутской области. Его родители в Якутию, он приехал вместе с ними. Закончил с отличием Речное училище, затем учился в Пединституте на учителя физики. В годы войны служил в армии, вернулся с весом 41 килограмм. Был директором школы №№1, 8, работал в Гуно. В 1952 году пришел в десятую школу и и остался там до конца жизни. В этой школе работала учителем математики и моя мама, Наталья Григорьевна. 
При Дмитрии Георгиевиче десятая школа была самой передовой в городе, ее ученики побеждали на соцсоревнованиях, имелся свой школьный хор мальчиков, организовывались турпоходы, пешком доходили до Синска. При школе была своя теплица, в которой выращивали зелень для школьной столовой. При моем отце сложился крепкий костяк педагогического коллектива, который воспитал и выучил много поколений учеников. В школу пришли работать учителями ее выпускники – Татьяна Константиновна Митрофанова, Людмила Павловна Моргунова, Ирина Борисовна Камнева, Аида Константиновна Федорова… До своего 70-летия папа не дожил три месяца.
Я и три моих старших брата учились в десятой школе. Старший брат Юрий закончил Омский автодорожный институт, затем его направили на работу в Узбекистан, впоследствии жил в Молдавии и Украине. Средний брат Михаил закончил Рижский авиационный институт, работал член-корреспондентом Академии наук, профессор, в последние годы преподавал в Институте горного дела Севера. Третий брат Владимир, как и Михаил, закончил Рижский авиационный институт, работал в Якутском летном отряде на самолете ЯК-40. В настоящее время он живет в Санкт-Петербурге. У каждого брата по двое детей и внуки. 
Признаюсь, быть ребенком учителя или директора школы тяжело. Если что-нибудь натворишь в школе, родителей вызывать не надо – зашел в учительскую, и они там. Никаких поблажек в учебе у меня не было, даже наоборот, с меня и моих братьев требовали втрое больше. Я даже помню один случай. Когда папа вел у нас физику, я не выучила схему звонка. Перед этим мне подарили на день рождения коньки. И вот папа вызвал меня к доске, и когда выяснилось, что я не готова, он при всем классе сказал: «Ты больше не увидишь свои коньки». Так я и не научилась кататься на них.
Поскольку наши родители большую часть времени проводили в школе, мы общались с ними редко, в основном в выходные, и идти работать в школу я, разумеется, не хотела. Поэтому по окончании школы я поступила на инженерно-технический факультет ЯГУ. Работала в проектной организации, технадозорм в МВД. Когда папы не стало, завучи десятой школы позвали меня вести трудовое обучение, затем меня назначили педагогом по предупреждению правонарушений и учителем ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности). Это не только интересный, но и полезный предмет. В западных странах, к примеру, ОБЖ ведут даже в детском саду. Сначала в нашей школе ОБЖ вел военный, затем военный юрист Альховка Анатолий Брониславович, но после военной муштры ему было тяжело наладить контакт с детьми, ведение этого предмета поручили мне.
Вести ОБЖ мне было легко, вообще, любой предмет преподавать легко, если удалось наладить отношения с учениками. Детям очень нравился ОБЖ. После занятий они подходили ко мне и говорили: «Нам было так интересно на вашем занятии». 
Мне приходилось работать и с трудными детьми, чаще всего это были дети из неблагополучных семей, которые искали себя в подворотнях и плохих компаниях. Поначалу было, конечно, тяжело: я и участвовала в конфликтах наших детей с учениками других школ, и вызывали в школу ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних)… Но постепенно мне удавалось найти с ними общий язык, я общалась с ними на доверии, в любой ситуации они приходили ко мне и рассказывали все. Таких проблемных детей мы устраивали на летние каникулы в лагерь, чтобы занять их чем-то полезным. Так получилось, что мне давали классное руководство не у профильных классов, в которых дети действительно стремятся учиться, а наоборот, те, в которых дети безучастно относились к учебе. И к концу выпуска все мои ребята сравнивались с другими. Все они до сих пор звонят мне, рассказывают, как у них дела.
В этом году я вышла на пенсию, воспитываю внучку Таню.
Очень отрадно, что сейчас в десятой школе возрождаются традиции, заложенные Дмитрием Георгиевичем Новопашиным.
Количество показов: 876
Выпуск:  №51 (2577) от 29 декабря 2016 г.