Ысыах Туймаады: эволюция

27.06.2017 
Количество показов: 460
Об Ысыахе Туймаады, проходящем в местности Ус Хатын, его первых празднованиях корреспонденту «ЭС» рассказала руководитель Управления культуры и духовного развития города Якутска Антонида Корякина. Кстати, Антонида Николаевна - одна из тех, кто начинал этот праздник в местности Ус Хатын.
Перенести ысыах из города 
Широкое празднование ысыаха началось после указа первого президента Михаила Николаева. На первых порах в Якутске ысыах проводился на ипподроме. С одной стороны, это удобно, недалеко от центра города, легко добираться. И поначалу тот ысыах сыграл свою историческую роль. Народ вспомнил, а кое-кто и узнал, что такое настоящий ысыах. Ведь многие из горожан до того времени не бывали и не видели настоящих обрядов. В этом плане прежняя команда под руководством Ольги Михайловны Харайбатовой сделала большое дело.
- Когда пришла команда Михальчука, я была назначена руководителем культуры, и мы еще с февраля 1998 года начали думать, что мы можем привнести нового. Речь зашла об ысыахе. В то время в среде интеллигенции шли споры о том, что ысыах, как духовный праздник, должен проводиться по старинным канонам на лоне природы. Ведь по своему духу это праздник единения с природой. И наши идеологи, а это были доктор исторических наук Розалия Иннокентьевна Бравина, доктор исторических наук Анатолий Игнатьевич Гоголев, доктор социологических наук Ульяна Алексеевна Винокурова, Вильям Федорович Яковлев, Надежда Семеновна Толбонова - это были самые активисты, которые были убеждены в том, что Ысыах Туймаады должен выйти из города, и предлагали для этого ряд местностей. В то время был еще жив Соорун Оммолон, который также направлял нас. Но он видел место празднования на Марьиной пади - это на горе Чочур Муран со стороны птицефабрики. Мы даже ездили туда, смотрели, место действительно хорошее, однако большинство не поддержало классика, исходя из мнения, что Муран - это сокровенное место, считается, что здесь лежат останки наших больших предков. Потому мы остановились на местности Ус Хатын. Приехали туда в конце апреля, земля только отошла. На этом месте тогда лежала пашня. Она как раз проходила там, где сейчас стоит Алтан Сэргэ. Мы были в больших сомнениях, будет ли здесь зелень…  Да и  18 километров от города - довольно далеко…Помню, Илья Михальчук вышел, посмотрел и спросил меня: «А как мы сюда привлечем народ? Он вообще сюда придет? Сколько человек бывает на ипподроме? Отвечаем: тысяч пять-семь. А ведь ты должна привести сюда не меньше…» 

20 ЛЕТ ЭВОЛЮЦИИ
- Распоряжение вышло 18 мая, он его дал, сказал: «Всё, действуй», и уехал, приехал только в день открытия ысыаха. Первым делом мы соорудили Арбаhа, здесь работали великие мастера, такие как Федор Марков, Владимир Игнатьев, Егор Оготоев. На первом ысыахе было около 7 тысяч человек. Помню, какой большой казалась местность, как было пусто… На первом ысыахе, скажу честно, национальная одежда даже у сотрудников мэрии была у единиц. На втором ысыахе она появилась у Ильи Михальчука, он ее, кстати, очень любит и до сих пор хранит. Этим он задал тренд. Честно говоря, я не припомню у прежних славянских руководителей национальной якутской одежды. К третьему ысыаху каждый из уважающих себя руководителей посчитал нужным сшить себе национальный костюм.
Мы начинали с 29 га, сегодня площадь ысыаха раскинулась на более 50 га, здесь находится более 250 тюсюлгэ, предприятий и землячеств, управ. Мы начинали с одной площадки, теперь только культурных площадок 19. Широкая звуковая трансляция по всей площади. Смысл ысыаха - чтобы народ собрался семьей, коллективом, поговорил и вспомнил, как пережили зиму, принял алгыс, попил терпкого кумыса и пошел танцевать осуохай. Такие простые вещи для каждого якутянина, какой бы он ни был национальности, очень важны. У нас бывает очень много гостей, помню, в 2014 году к нам приезжали мэр Стамбула Кадир Топбаш и мэр Казани Ильсур Метшин. Для турецкого мэра наш праздник и особенно алгыс стал огромным откровением. Помню, он сидел, внимая алгысу, и просто впал в прострацию, а потом сказал: «Я еще раз понял, что народ саха - это самый древний тюркский народ, а вот мы это растеряли и пошли совершенно по другому пути».
Количество показов: 460
Выпуск:  №24 (2601) от 23 июня 2017 г.