Воспитание как игра, как педагогика, как жизнь

29.03.2010 
Автор: Юрьева Изабелла
Количество показов: 890
Различать оттенки радости и грусти на лице собеседника, решать конфликты без ссоры, уметь обходиться без слез - эти важные знания вкладывают в своих воспитанников наставники Высшей школы музыки.
Для учеников ВШМ – маленьких гениев музыки демонстрация своего искусства – дело обычное. Но в марте своими профессиональными качествами блеснули и педагоги. Первый весенний месяц ознаменовался педагогическим фестивалем «Учитель талантлив во всем».

Учителя и воспитатели школы представляли свои программы обучения, читали доклады, обменивались опытом. Фестиваль показал, главная задача – создание благоприятных условий для развития личности ребенка – решается наставниками творчески. Помогают в этом современные методики и передовые технологии.

Одаренные люди, будь то дети или взрослые, особо чувствительны к эмоциональной составляющей жизни, часто бывают социально пассивны. Еще более сложно формировать адаптированных к жизни людей в закрытом учебном заведении, каким является Высшая школа.

Тамара Кравчия, педагог Высшей школы музыки, воспитатель пятого коттеджа:
- Сложность нашей работы заключается в том, что наши дети оторваны от социума. Поэтому наша задача - сделать все, чтобы ребенок из стен школы вышел подготовленным к жизни.

На фестивале Кравчия представила свою концепцию работы. Она заключается в вариативности условий, благодаря которым ребята моделируют жизненные ситуации, учатся правильно вести себя в тех или иных обстоятельствах. Обучение проходит в форме игр и бесед. Чтобы жить в обществе, нужно быть конкурентоспособным не только в профессиональной деятельности, но и в личном развитии. Нужно уметь общаться с другими социальными группами и с разными психологическими типами. Ученики и наставник понимают это.

В коттедже, воспитателем которого является Тамара Кравчия, живут восемь человек. Младшей девочке десять лет, старшей скоро исполнится шестнадцать. Им, оторванным от семей, трудно без внимания и опеки взрослых. Воспитатели в каком-то смысле заменяют родителей.

В ежедневном общении учителей и учеников есть часть настоящей родительской заботы. Утром воспитатель настраивает ребенка на положительный лад, чтобы хорошее эмоциональное состояние способствовало работоспособности. Днем в столовой дети знакомятся с культурой сервировки и приема пищи. И даже переходя из одного здания в другое, Тамара Николаевна учит своих воспитанников – обращает их внимание на пение птиц или красоту облаков.

Постоянное воспитание дает плоды. Не верится, но дети Высшей школы музыки никогда не конфликтуют друг с другом. «За восемь лет не могу припомнить ни одного случая», - говорит Тамара Кравчия. Что касается общения со взрослыми, то, как и все ребята, маленькие музыканты ВШМ не всегда довольны требованиями, которые предъявляют им старшие. Но и в этих случаях воспитатели приходят на помощь, учат бесконфликтному общению. С детьми всегда трудно. С одаренными трудно в особенности. А если маленькие таланты оторваны от дома и родителей, то воспитывать их сложно и ответственно.

Воспитатели ВШМ находятся рядом со своими подопечными круглосуточно. Разговаривают, читают, выслушивают, советуют,
рассуждают – то есть, все время учат. Свою деятельность они давно перестали воспринимать как работу.

- Это уже не работа, это наша жизнь, – говорит Тамара Кравчия.
Количество показов: 890
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 22 (1835) от 26.03.2010 г.