"Украденные" традиции

27.05.2011 
Количество показов: 1102
Прошедшая 25 мая пресс-конференция Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий РС(Я) началась с недоразумения: организаторы решили провести мероприятие на якутском языке.
В итоге не понимающие якутскую речь журналисты были вынуждены покинуть брифинг. Откликнутся ли они еще на призыв местных производителей ювелирных изделий – большой вопрос.

А тема пресс-конференции была более чем острой – китайская экспансия в сферу якутской ювелирной промышленности, в частности, в отрасль создания традиционных ювелирных изделий и других промыслов якутов.

Речь шла о заполненных прилавках рынков и магазинов «национальными» товарами китайского производства. Местные мастера считают, что, вышивая те же якутские узоры для унтов, штампуя детали женского украшения илин, кэлин кэбиhэр, иностранцы крадут наследие якутского народа. При этом используются эскизы народных мастеров Мандар Ууса, Августины Филипповой, народного мастера Гаврила Эверстова – Айар Ууса, обнаружившего точную копию своего изделия в китайском каталоге.

Между тем, каждая завитушка якутского орнамента имеет глубокий сакральный смысл. Неправильная его копия может навлечь на хозяина несчастье. Об этом наши восточные соседи не знают и знать не могут, копируя работы якутских мастеров. Это стало едва ли не основной мыслью мероприятия, которую организаторы попросили передать читателям, слушателям и телезрителям.

Надо отметить, что как таковая пресс-конференция немного вышла за обычные рамки, так как присутствующие журналисты и представители ювелирной промышленности республики больше обменивались мнениями и видениями решения проблем. К примеру, все признавали, что китайскую экспансию еще нигде никто не победил. Против нее бессильны всемирно известные бренды от «Тиффани» до «Боша». На этом фоне, оказывается, мы еще должны гордиться тем, что Китай обратил свой взор на наши орнаменты.

Другой вопрос – цена. Не для кого не секрет, что китайский товар выгодно отличается от местного своей стоимостью, в разы меньшей, потому и пользуется популярностью среди населения. И людям неважно, что изделие изготовлено из латуни или нержавеющей стали. Те же женские украшения, по большому счету, нужны женщине, в основном, раз в году – во время ысыахов. Для этого простой якутянке со средним доходом не обязательно покупать эксклюзивные работы признанных мастеров, стоящие десятки тысяч рублей. То же самое касается и унтов. Представители фабрики «Сардаана» говорят о плохом качестве китайской обуви. Между тем, и обыватель это прекрасно знает, большинству легче заплатить полторы тысячи и спокойно перезимовать, нежели потратить 12-15 тысяч рублей (а то и больше!) за унты от фабрики «Сардаана».

Есть и другая проблема. К примеру, Августина Филиппова признает, что два-три мастера просто не в состоянии обеспечить всю республику своими изделиями, потому население должно иметь выбор. Но это не говорит о том, что эксклюзивных работ быть не должно. Художник-модельер посетовала на то, что вот уже 10 лет она обивает пороги различных инстанций в поисках подходящего помещения для своего ателье. Власти не поддержали, поэтому, по словам Филипповой, она собралась обратно на свою малую родину, а желающие одеваться у нее будут ездить с заказами туда.

Представитель ООО «Драгоценности Якутии» говорил об улучшении (удешевлении) технологии изготовления якутской «ювелирки». Мысль его сводилась к тому, что если цена товаров будет практически на одном уровне, то проблема сама по себе отпадет, так как народ станет покупать только изделия якутского производства. А пока существует разница в несколько тысяч, а иногда в десятки тысяч рублей, ни пряником, ни кнутом народ не заставишь отвернуться от китайской продукции, люди голосуют рублем.
Количество показов: 1102
Выпуск:  Выпуск № 39 от 27.05.2011 г.