"Хранители энергии" из Тулагино

27.11.2011 
Количество показов: 930
Или как школьники сэкономили полтора миллиона рублей.
Учащиеся Тулагинской средней школы с января по май 2011 года помогли альма-матер сэкономить 1 млн. 300 тыс. рублей! Как этого добились обычные сельские школьники, читайте в материале нашего корреспондента.

Все началось с того, что школьный проект «ЭнергоДобро – детям Севера» в 2010 году выиграл Грант президента РФ Дмитрия Медведева - 800 тысяч рублей. Апробацию проекта на базе Тулагинской школы предложил республиканский Центр экологического просвещения «Эйгэ». И вот уже второй учебный год под руководством специалистов этого центра Валентины Дмитриевой и Анны Сыромятниковой в школе продолжаются самые настоящие научно-изыскательские работы по ресурсосбережению. Дети пишут проекты, реализуют их, вычисляют энергоэффективность своих нововведений и распространяют полезный опыт в селе, других школах города.

По словам координатора проекта Валентины Дмитриевой, центр «Эйгэ» с предложением реализовать полезный проект выходил и на другие городские школы. Но согласился пойти на встречу только коллектив Тулагинской школы.

Здание школы хоть и новое, но в нем было холодно, вода привозная - из Жатая, на это расходовались большие деньги. Да и по затратам на электроэнергию учебное заведение не уступало любой другой городской школе. Поэтому встал вопрос: «Как сэкономить и снизить расходы?» Особенно это стало актуальным сейчас, перед переходом на новую форму хозяйствования – автономные учреждения.

Итак, что сделано в школе по ресурсосбережению? К каким результатам это привело?

1 этап: учащиеся с 7 по 10 классы провели замеры расхода воды, тепла и электричества в школе. Для обследования теплоизоляции здания пригласили специалиста с тепловизором и составили план работы;
2 этап: изучили практические методы, которые необходимы для экономии воды, электричества и тепла. Отобрали те, которые наиболее подходят по финансовой составляющей и возможностям детей;
3 этап: приобрели необходимые средства для реализации плана работ;

4 этап

Тепло
1.Обклеили фольгопластом пространство за радиаторами и стены в кабинетах 1 этажа, где наблюдается наибольший выход тепловой энергии. Это дало повышение температуры в помещениях до 2 градусов.
2. С помощью специалистов отрегулировали пластиковые окна в здании.
3. Отремонтировали теплокалорифер.
В планах: - ревизия системы теплоснабжения здания, которая была выполнена с технологическими недочетами.

Электричество
1. Научили всех выключать лампочки, оргтехнику в пустующих кабинетах и помещениях. Это неукоснительное правило в школе соблюдают все. Если учитель забыл, то школьники напомнят ему об этом.
2. Заказали контроллер, регулирующий освещение в помещениях и к нему программу «Школьный звонок», который будет автоматически уменьшать освещенность в коридорах во время уроков до 30%.
3. Для кабинетов 1 этажа заказали новые светильники с датчиком освещенности, которые будут автоматически регулироваться по времени дня. То есть те, которые ближе к окну, будут гореть слабее, а те, что расположены дальше, – насыщеннее.
4. Заказали датчики движения, чтобы их установить на лестничных пролетах и подсобных помещениях. Чтобы свет включался только тогда, когда в помещении находится человек.
В планах: - приобретение и установка светодиодных лампочек.

Вода
Валера Ефимов, ученик 9 класса. Занимается проектом «ЭнергоДобро – детям Севера» второй год.

1. Установили водораспылители на каждом кране. Это дало экономию воды до 40%. По расчетам детей, на помывку руки 1 ученик расходует 3 литра воды за 10 секунд. Когда поставили насадки, экономия составила 1,5 литра.
2. Уменьшили объем сливных бачков в унитазах, установив в них пол-литровые пластиковые бутылки с песком. 4 бутылки в одном бачке уменьшают расход воды на 2 литра.
3. По подсчетам ученика 7 «а» класса Дьулуса Васильева, его нововведение позволит сэкономить 64 тысячи рублей за один учебный год.
В планах:
  • установка сенсорных кранов во всех помещениях школы;
  • приобретение и установка системы вторичной водоочистки.
На что потратили сэкономленные деньги?

В первую очередь - на ремонт и утепление школьного гаража. Оставшиеся – на приобретение средств, которые необходимы для более полного осуществления планов школьников по энергосбережению.

Валентина Дмитриева, координатор проекта:
- Наш проект «ЭнергоДобро – детям Севера» направлен не только на воспитание в детях навыков ресурсосбережения, но и привязан к ФЗ N№261 по энергосбережению и энергоэффективности. В школе продолжается месячник по этой теме. Кроме этого, дети сейчас разрабатывают проект «Солнечная энергетика». Они подсчитывают, насколько будет эффективно применение солнечных батарей в школе. Также здесь есть помещение, где дети содержат дождевых червей и получают с помощью них биогумус. Причем черви питаются отходами школьной столовой. Сейчас в питомнике около полумиллиона червей. Таким образом в школьном приусадебном хозяйстве урожай огурцов и помидоров можно повысить на 40-50%, картофеля – на 60%, перца сладкого – до 80%. В будущем коллектив школы мечтает построить здесь энергоэффективную теплицу.

Детям очень интересно заниматься такой исследовательской работой, экспериментировать. Методы, которые применили в Тулагинской школе, можно использовать как в частной практике, так и на уровне больших предприятий. Но мы за то, чтобы схемы энергосбережения впредь закладывались уже на этапе проектирования строительства зданий и сооружений. Энергоносители дорожают, и они не бесконечны. А цену, которую застройщики вкладывают в проектирование «умных домов», можно вернуть очень быстро только за счет экономии на энергоносителях.

Светлана Тимофеева, учитель информатики, координатор проекта в 8-9 классах:
- Учителя только рады такой работе учащихся. Наш класс называется «Хранители энергии». Дети занимаются научно-исследовательской работой во внеурочное время. Сегодня вот установили бутылки в последний бачок. По предварительным данным экономия составит 64 тысячи рублей. Весной наши учащиеся побывали в Жатае в так называемом «умном доме». Всем очень понравилось, и мы решили тоже написать свои проекты, чтобы наша школа тоже немного стала похожей на этот энергоэффективный дом. До этого здесь было некомфортно в помещениях 1, 2 этажей из-за холода. После обследования тепловизором мы пришли к выводу, что отапливаем улицу и решили заняться утеплением всерьез. За лето работу завершили. Если до утепления температура была всего плюс 17, теперь намного выше. Дети стали меньше болеть.

При условии, что мы защитим статус республиканской экспериментальной площадки, работы по проекту продлятся еще на пять лет. Если сейчас все идет на общественных началах, то тогда у нас будут введены ставки сотрудников, все педагоги смогут принимать участие в этой работе. В конечном итоге пользу получат все – школа и дети, которые получат знания и практические навыки по ресурсосбережению.
Черви помогают повышать урожай. На фото: Василий Лукинов, ученик 8 «а» класса, Валентина Дмитриева и Анна Сыромятникова
Количество показов: 930
Выпуск:  № 91 от 25.11.2011 г.
Комментарии