У твоей страны есть новая дорога!

20.11.2011 
Количество показов: 795
Эти строки из стихотворения алданского школьника стали лейтмотивом торжеств, посвященных укладке «золотого звена» железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск» в Нижнем Бестяхе.
Теперь в Якутии появился еще один полноценный вид недорогого наземного транспорта, который позволит якутянам беспрепятственно преодолевать любые расстояния до материка. Ведь эта ветка через БАМ и Транссиб соединит Центральную Якутию со всей Россией.

В Нижнем Бестяхе в церемонии укладки «золотого звена» первого пускового комплекса железнодорожной магистрали принял участие Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Несмотря на экстремальность перелета с саммита АТЭС в Гавайях в морозную Якутию, президент России не обошел вниманием столь значимое для всей страны событие. Но обо всем по порядку.

Готовность № 1

Журналистов на мероприятие с участием президента страны аккредитировали еще за три недели до мероприятия. А перед отъездом в Нижний Бестях попросили захватить паспорта и провели детальный инструктаж. Так, на всякий случай.

И вот за день до церемонии мы на «Ирбисах» за каких-то 20 минут добираемся до противоположного берега Лены. Сразу по приезду, нас, человек тридцать корреспондентов, фотокоров, операторов, повели в место нашего базирования - местную школу. Дождавшись, когда пресса малость отдохнет и поест с дороги, повели на репетицию… Оказалось, что будущая железнодорожная станция находится минутах в двадцати езды от п. Нижний Бестях в сторону с. Майя. Указатели на дорогах и увеличивающееся количество полицейских вдоль дороги, машин ДПС, пожарной службы, МЧС наглядно убеждают нас в том, что мы едем в правильном направлении. И вот мы подъезжаем к месту следования.

На новеньких рельсах припаркован поезд, вокруг масса людей в касках и робах с надписями ООО «Мегинские магистрали» и ЗАО «Трансстрой». На самом пятачке железнодорожной станции нас тоже встретили многочисленные полицейские, среди которых важно расхаживали начальники в папахах и при лампасах.

На сцене сам министр культуры республики Андрей Борисов на пару с руководителем ансамбля «Кыталык» Василием Винокуровым проводили репетицию церемонии. На другой площадке оттачивала свой выход местная молодежь из числа студентов железнодорожного техникума. Размахивая флагами, в красных шапочках, такого же цвета рукавичках и белых шарфах молодые люди с сосредоточенными лицами по команде руководителя носились с одного угла площадки до другого. Повторялись эти движения бесконечное количество раз. Между репетирующими туда-сюда шныряли строители, раскладывали ковролин на дорожках, устанавливали знаки и другую железнодорожную опознавательную атрибутику. Мороз меж тем крепчал. А наша репетиция ограничилась тем, что нам объяснили, кому и где положено стоять во время церемонии, каким оборудованием разрешается пользоваться, каким нет и почему. Объявили, что даже сотовые телефоны нужно будет отключить.

На следующий день с утра нас всех провели через дорожный полицейский кордон на место празднования. В саму карантинную зону можно было попасть только через палатки досмотра с металлоискателями, в которых проверялись и сверялись со списками паспортные данные, исследовалось содержимое сумочек, карманов. Но, несмотря на такой досмотр, и внутри территории тоже было много полицейских, среди которых были и кинологи с овчарками. От обилия людей в военной форме вокруг, полицейской спецтехники временами возникало такое ощущение, что каждый из нас не на праздник пришел, а пробирается в «горячую точку», где при любом нерекомендуемом шаге налево или направо тебя могут признать за преступника…

Железная дорога дойдет до Якутска

И вот проходят долгожданные три с половиной часа до начала церемонии, народ уже трясется от холода, и на небе появляется вертолет, следом - другой. Пролетев над трибунами, второй вертолет приземляется на специальную площадку. Через некоторое время оттуда выныривают джипы и прямиком направляются к месту празднования. Из машин выходят президент России Дмитрий Медведев и президент республики Егор Борисов. На улице минус тридцать. А Дмитрий Анатольевич в легкой демисезонной куртке, без шапки, ворот не застегнут. Егор Борисов, следуя протоколу, тоже снял меховую шапку. Сзади меня послышались реплики: «Холодно. Медведев только с тропиков. Замерзнет. И наш вынужден стоять без шапки. Почему Медведеву не подают шапку? Забыл, наверное, а помощники не обратили внимания». До своего выступления главе государства пришлось полностью просмотреть музыкально-художественную композицию о строительстве железной дороги…

Выступая перед участниками исторического события, Дмитрий Медведев поблагодарил всех, кто имел отношению к строительству железной дороги и отметил, что из-за сложностей в стране, отсутствия финансирования стройка, начатая еще в 80-е годы, растянулась на несколько десятилетий. Но последний ее этап был пройден ударными темпами, и сегодня все мы сможем поучаствовать в завершении этой огромной и очень важной работы.

«Это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества. И это действительно колоссальное событие для жителей Якутии, для всех жителей нашей страны. В условиях вечной мерзлоты, сложного климата вы довели эту работу до конца. Вы - молодцы, вы заслужили самые лучшие похвалы!» - сказал Президент России и продолжил уже под бурные овации: «Нам надо соединить Якутск с железной дорогой, чтобы пройти через реку. Это обязательно надо сделать. Ведь железные дороги строятся не для того, чтобы металл просто лежал на земле. Все делается для людей. Скажу больше. У нас есть большие планы по строительству железных дорог на Севере, и я уверен, что они сбудутся».

Вслед за этими словами к центральной площадке подкатил железнодорожный кран и бригада железнодорожных строителей уложила «золотое звено». Историческое событие состоялось – БАМовская станция Беркакит соединилась со станцией Нижний Бестях. Значит, недалек тот час, когда дорога доберется до самой столицы, а еще позже – до Чукотки и мыса Уэлен, откуда через тоннель под Беринговым проливом выйдет на Аляску. Это будет самый короткий путь из Америки в Европу через территорию России.

По железке будут ездить 136 тысяч пассажиров в год

Вопреки ожиданиям, пресс-подход Дмитрия Медведева к журналистам не состоялся. Пообщался с прессой лишь президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Отвечая на вопросы журналистов, он отметил, что укладка «золотого звена» знаменует собой продолжение строительства линии, которая соединит север с основными российскими дорожными магистралями.

«Проект очень сложный. Соответствующее Постановление Правительства было подписано в 1985 году. С тех пор проект не раз останавливался. Да и сейчас он идет непросто. Но строители при поддержке Правительства России смогли сделать это знаменательное событие и успешно завершить данный этап строительства. В будущем нам предстоит реализовать те программы 1994 года, когда речь шла о строительстве железной дороги, которая пошла бы на Магадан и Аляску», - подчеркнул руководитель.

Что касается нынешней дороги, Владимир Иванович озвучил, что в ближайшем будущем объем грузоперевозок достигнет 2 млн. тонн и далее по нарастающей, а пассажироперевозки пока планируются в количестве 136 тысяч человек в год.

По мостовому переходу через Лену руководитель ответил, что он будет. Но пока нет точного проекта, а окончательную точку в вопросе поставит Росэкспертиза. При этом он озвучил, что предпочтение отдается мостовому переходу, так как «чем меньше мы вмешиваемся в вечную мерзлоту, тем лучше». Стоимость мостового перехода через Лену, по предварительным данным, составит свыше 2 млрд. долларов.
Справка "ЭС"
Строительный отряд «Якутский комсомолец» уложил «серебряное звено» железной дороги в направлении «Беркакит-Томмот-Якутск» в 1985 году. За все последующие годы удалось уложить рельсы только до Томмота.
В 90-е стройка остановилсь из-за отсутствия финансирования и возобновилась только в 2008 году. Всего на строительство пути от Томмота до Нижнего Бестяха ушло 36 миллиардов рублей, уложено 890 километров рельсов. Участок «Кердем – Правая Лена - Нижний Бестях» составил 78 км, а участок «Правая Лена – мостовой переход – Речной порт» по предварительному проекту составит 18,5 км.
Поезда на Нижний Бестях пойдут в 2013 году. До этого строители будут заняты возведением инфраструктуры. Окончательное решение по вопросу строительства перехода железной дороги через Лену будет принято в декабре этого года. А само строительство может начаться уже в 2012 году.
Количество показов: 795
Выпуск:  № 89 от 18.11.2011 г.