Охрана здоровья на новом уровне

04.11.2011 
Количество показов: 648
1 ноября Государственная Дума РФ приняла закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». По нему основной объем полномочий по организации медицинской помощи будет передан с муниципального уровня на региональный. Также новый закон вводит дополнительные статьи, которые смогут обеспечить в целом равный доступ граждан к качественной медпомощи на всей территории России.
Полностью вышеуказанный федеральный закон заработает с 2013 года. Но в переходный период должны быть реализованы региональные программы модернизации здравоохранения, что позволит к означенному сроку создать во всех субъектах РФ условия для работы по единым стандартам и порядкам оказания медицинской помощи. В связи с этим в Правительстве РС(Я) одобрен соответствующий законопроект, который в эти дни направлен на рассмотрение в парламент республики. По нему с 1 января 2012 года на республиканский уровень передаются полномочия по осуществлению дополнительных выплат медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи», оплате проезда граждан на лечение в специализированные медицинские учреждения, социальной поддержке отдельных категорий населения по обеспечению бесплатными лекарствами и бесплатным питанием детей до трех лет. Кроме этого в госсобственность будут переданы муниципальные противотуберкулезные диспансеры, учреждения по оказанию специализированной медпомощи больным с хронической почечной недостаточностью в Мирнинском и Нерюнгринском районах и Якутский городской дом ребенка. Как подчеркивает руководство здравоохранения республики, передача полномочий не повлечет снижения финансирования и качества оказываемых медицинских услуг. К примеру, в нашей республике в рамках госпрограммы по развитию здравоохранения на 2012-2016 годы, расходы по вышеуказанным полномочиям составят порядка 1,93 млрд. рублей.

Лечение по закону

Какие новшества вводит закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»?

- Механизм управляемого выбора врача и медицинской организации с учетом необходимых сроков оказания медицинской помощи, необходимой компетенции медицинских работников и необходимого диагностического и лечебного оснащения.

- Вводятся единые для страны порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Закон обязывает медицинские организации страховать свою гражданскую ответственность перед пациентами. Под действие закона попадет как государственная, так и частная медицина.

- Закон регулирует вопросы донорства и трансплантации органов и тканей человека, проведения и прекращения реанимационных мероприятий, обращения медицинских изделий и обращения с медицинскими отходами, упорядочивает институты медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования.

- Конкретизированы основные требования к программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи будет утверждать правительство один раз в три года.

- Регламентированы вопросы оказания платных услуг. По закону платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. А также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов теми медицинскими организациями, которые участвуют в их реализации. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам установит правительство.

- Законопроект предусматривает комплекс мер, направленных на сокращение числа абортов. В том числе вводит «время тишины»: срок с момента обращения женщины в клинику, в течение которого не проводится искусственное прерывание беременности. Ещё одно новшество: в закон включена норма о возможности отказа лечащего врача от проведения аборта женщине, если беременность непосредственно не угрожает ее жизни и здоровью.

- Чётко разделены бесплатная медицинская помощь и платные медицинские услуги. В законопроекте прописано, за какие виды медицинской помощи нельзя взимать плату с граждан. В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи бесплатно будут оказываться все основные виды медпомощи: первичная медико-санитарная и специализированная. Бесплатными для граждан будут замена лекарства на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата, индивидуальная палата, необходимая в силу тяжести заболевания или по эпидемиологическим показаниям, транспортные услуги для проведения обследования, осуществить которое данное медучреждение не может. За деньги могут оказываться лишь услуги повышенной комфортности, не связанные непосредственно с медицинской помощью, услуги косметологической медицины, пластической хирургии, а также медпомощь, объем которой свыше того, что прописан в программе госгарантий.

- Законодательно закреплено понятие орфанных (редких) заболеваний и предусмотрены меры поддержки больных этими заболеваниями.

- Предполагается введение электронного полиса обязательного медицинского страхования на базе единой электронной карты, действующей на территории всей страны, и создание телекоммуникационных систем медицинских учреждений.

Елена Алексеева: «Вопросов больше, чем ответов»

Столица республики – особая территория, где сконцентрировано самое большое количество медицинских учреждений республики разного подчинения, в том числе муниципального. В связи с этим возникает достаточно много вопросов, касающихся передачи полномочий. Вот только некоторые из них. Как будет распределяться финансирование между бывшими муниципальными учреждениями здравоохранения? Сохранятся ли столичные доплаты врачам и территориальность медицинского обслуживания городского населения? Не приведет ли модернизация к сокращению количества учреждений? Как будут обеспечиваться жильем работники столичного здравоохранения и сохранятся ли для них те социальные гарантии, которые оплачивались ранее из муниципального бюджета? Каким образом будет продолжено строительство объектов здравоохранения в городе?

О законодательных основах передачи полномочий в рамках модернизации здравоохранения республики мы попросили рассказать председателя Комитета по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Елену Алексееву.

- В данное время в комитете мы работаем над теми законодательными инициативами, которые предложены правительством республики по внесению изменений и дополнений в закон республики об охране здоровья населения. Да, в бюджетном комитете был рассмотрен вопрос о передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления субъектам. Этот законопроект будет внесен на очередную сессию Ил Тумэн 9-10 ноября и рассмотрен в первом чтении, - рассказала народный депутат. – При формировании бюджета следующего года финансовая составляющая передачи полномочий уже учтена.

- Елена Юрьевна, если все полномочия остаются на уровне субъекта, то как будет организована работа по управлению отраслью в муниципалитетах?
- Управление системой здравоохранения сохранится на уровне Министерства здравоохранения, где будут создаваться территориальные отделы. Может быть, на уровне управлений здравоохранения, которые сейчас действуют.

- Как при этом будет распределяться финансирование?
- Преимущественно финансирование будет идти через Фонд обязательного медицинского страхования. При этом по ФОМС расширяется перечень расходных статей. Туда будут включаться зарплата работников, питание больных, приобретение мягкого инвентаря, медоборудования и др. Возмещение коммунальных услуг тоже будет обеспечиваться через ФОМС.

- То есть здравоохранение теперь будет полностью финансироваться из федерального бюджета. Как вы думаете, при этом сохранятся объемы средств, которые имелись по муниципальным учреждениям?
- В сельской местности бюджеты органов местного самоуправления не могут полностью обеспечивать те требования, которые предъявляются к учреждениям здравоохранения. Федеральное финансирование снимет это бремя с муниципалитетов. Что касается столицы республики, плохо или хорошо станет от передачи полномочий, не могу сказать. Сейчас вопросов больше, чем ответов. В Российской Федерации особо не учитывают условия регионов Крайнего Севера, что у нас здесь несколько иная транспортная схема, другие расходы идут, по тем же коммунальным услугам или на функционирование наших малонаселенных труднодоступных и малообеспеченных населенных пунктов. Мы сейчас не укладываемся в те нормативы, которые есть по Российской Федерации. Поэтому могу только сказать, что сам переход будет сложный. В республике мы старались сохранить тот же коечный фонд, участковые больницы, врачебные амбулатории. А сейчас все это надо будет привести в соответствие с российскими нормативами.

- Не произойдет ли при передаче полномочий сокращение количества учреждений здравоохранения в республике?
- Оптимизации не должно быть. Мы не должны думать о сокращении расходов. Медики должны думать о том, как сохранить здоровье людей, качестве, доступности медицинского обслуживания. А Фонд обязательного страхования должен думать, как защищать объемы на уровне федерального центра, как отстаивать позиции республики.

- В эти годы муниципалитеты при наличии средств могли строить объекты здравоохранения, предоставлять жилье для работников этой сферы. Не потеряем ли мы и это в данном случае?
- В бюджете все также будут предусмотрены статьи на строительство, ремонт. Другое дело в сроках этого строительства. Не секрет, что в республике достаточно объектов, которые строятся очень долго. Что касается жилья, то мы сейчас будем прорабатывать только вопросы предоставления жилья ветеранам отрасли.

- Сможет ли республика сохранить социальные льготы медикам?
- По льготам изменений не будет. Также должны сохраниться льготы по сельской местности.

- При передаче полномочий и федеральном финансировании увеличится зарплата медиков или нет?
- Новая система оплаты труда, которая внедрена в здравоохранение, сохраняется.

- И напоследок, сейчас в городе мы знаем в какую поликлинику по месту жительства пойти, к какому участковому врачу. Сохранится ли этот принцип обслуживания?
- Приписное население при поликлиниках останется. Вместе с тем сейчас федеральное законодательство предусматривает свободный выбор врача, лечебного учреждения, страховой компании. Человек сам будет определять, куда обращаться и как лечиться. А модернизация предусматривает повышение доступности медицинского обслуживания и повышение его качества.
 
Сколько стоят новшества?
Согласно законопроекту в стране существенно увеличатся расходы на высокотехнологичные виды медицинской помощи (2011 год – 42,2 миллиарда, 2012–2014 годы – 50,6 миллиарда ежегодно); на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечение больных туберкулёзом, профилактические мероприятия (2011–2012 годы – 2,8 миллиарда, 2013–2014 годы – 5,3 миллиарда ежегодно); на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП (2011 год – 3,23 миллиарда, 2012–2014 годы – 5,93 миллиарда ежегодно); мероприятия по развитию службы крови (2011 год – 4,2 миллиарда, 2012–2014 годы – 5 миллиардов ежегодно).
Количество показов: 648
Выпуск:  № 85 от 04.11.2011 г.