Якутск, форум, кино

30.09.2011 
Количество показов: 1386
В Якутске с 23 по 25 сентября в рамках форума «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии», прошел I республиканский кинофестиваль «Кино Арктики». Мы расскажем вам все самое важное и интересное, что случилось в рамках кинофестиваля.









Как прошел творческий вечер Ренаты Литвиновой? Какого мнения о якутском кино гости фестиваля? Какая картина была признана лучшей?

Всего на конкурс поступило 86 заявок, из которых отобрали 35 фильмов. Были представлены 14 номинаций по четырем категориям: анимационный, документальный, короткометражный и полнометражный фильмы. Кинофестиваль провело Министерство культуры и духовного развития РС(Я) при поддержке Союза кинематографистов РС(Я) и кинотеатра «Синема-Центр».

Надо отметить, что фестиваль, как это иногда бывает, не высосан из пальца. Напротив, необходимость его проведения давно назрела, если учесть количество якутских фильмов, выпущенных за последние годы.

Эмблемой и главным призом фестиваля было решено сделать снежные очки из мельхиора с вкраплениями циркониев.


Рената Литвинова: "Не называйте меня нормальной"

Творческий вечер актрисы, режиссера Ренаты Литвиновой, прошедший 24 сентября в КЦ «Сергеляхские огни», стал одним из самых интересных событий фестиваля «Кино Арктики». Правда, по взрывам смеха, то и дело возникающим в зале, можно было подумать, что в этот вечер с поклонниками общалась не самая известная манерная женщина российского кинематографа, а комик-юморист.

«Сижу, как Мао Цзэдун»

Рената Литвинова в представлении не нуждается. Получив известность в народе скорее не своими творческими работами, а светскими скандалами и непревзойденной манерой общения, она стала настоящей иконой стиля. Возможности увидеть свою «богиню» во плоти с нетерпением ожидали якутские поклонники, которых оказалось довольно много. Но большинство не скрывали, что пришли на вечер, чтобы весело провести время. И те, и другие не разочаровались.

В жизни Рената Литвинова оказалась такой же, как на экране. Изящная и шикарно одетая. «В платье от американского дизайнера Тома Форда», - не преминула заметить она. После небольшой заминки она попросила сразу переходить к вопросам.

– И, пожалуйста, передвиньте стол к краю сцены, а то сижу вдали, как Мао Цзэдун, – улыбнулась она.

«Я – ненормальная!»

Первое, о чем спросили актрису, откуда она черпает вдохновение?

– Вдохновение не должно быть связано с благополучием. Творчество и обывательский образ жизни – это несовместимые противоположности. Только страдая, можно ощутить вдохновение. Творческий человек не может быть нормальным. Для меня нет большего оскорбления, чем назвать меня нормальной, – заявила Рената.

Следующей вопрос задала женщина средних лет, которая своим импульсивным поведением едва не затмила саму Литвинову. Будучи, видимо, большой поклонницей Ренаты, она свои чувства не скрывала.

– Меня зовут Надежда, я работаю в турфирме, но до этого была редактором советского кино. Кстати, давайте похлопаем, что я там работала, – начала она. Зал машинально зааплодировал. - Я - фанат творчества Литвиновой и открыла клуб выдающейся артистки Ренаты Литвиновой! – последние слова она истошно прокричала на весь зал. Выглядело все это крайне неловко и забавно. Дальше возбужденную фанатку просто понесло. Она говорила что-то о фанатском клубе, который призван защищать Ренату от нападок желтой прессы, приглашала артистку в ресторан. В общем, такое поведение, понятное для 14-летней школьницы при виде кумира, как-то не ожидалось от взрослой женщины. Но вопрос она все-таки задала.

– Почему вы не снимаетесь в американских фильмах?
– Я очень избирательно отношусь к предложенным ролям. И придерживаюсь мнения, что сражаться на актерском и режиссерском поприще нужно на собственной территории. Но если меня это заинтересовало, то могу сняться. Кстати, в ноябре уезжаю в Берлин для съемок в международном проекте.

Сцена. Цветы. Рената

Далее свой вопрос задал Руслан Тулаганов, коммерческий директор компании «Сахателеком». Он поинтересовался фильмом «Небо. Самолет. Девушка», снятым по пьесе Эдварда Радзинского, заявив, что это лучшая работа Ренаты.

– Татьяна Доронина очень ревностно отнеслась к тому, что Радзинский отдал мне все права на эту пьесу, – поделилась Рената. – И этому я искренне удивляюсь. Ведь это произведение искусства. Разве оно может принадлежать кому-то одному?

Как галантный мужчина Руслан Тулаганов заметил, что у актрисы на столе чего-то не хватает. Поднявшись на сцену, он преподнес актрисе букет роз.

– Ой, как приятно, что цветы подарил мужчина. Мне всегда нравились мужчины в белых рубашках и костюмах, – обрадовалась Рената. И добавила в своей неповторимой интонации: – Худые… Или еще пока не жирные.

О Земфире

Рената рассказала о своей работе с певицей Земфирой, которая является хорошей подругой актрисы, а также выступает в роли композитора нового фильма Литвиновой. И хотя в прессе ходит немало слухов о том, что их отношения давно уже вышли за рамки дружеских, Рената на эту тему не распространялась. Но о своей близкой подруге говорила с удовольствием.

– Она сегодня единственная, кто собирает полный «Олимпийский», причем безо всякой рекламы в СМИ. Кто еще так может? Ну, только если Шевчук… Шевчук и Земфира, а больше кто? Она - фантастический профессионал. Что касается того, что якобы с ней тяжело работать…Чем талантливее человек, тем больше я о нем слышу, что с ними трудно работать. Это неправда. Конечно, они требовательны. Но это не дурной характер, это просто не соответствие их уровню.

«У меня нет кумира»

– Какие у вас отношения с семьей?
– Как это какие? – широко распахнула глаза Рената. – Обычные. Недавно моей дочери исполнилось десять лет, я считаю, что это уже юбилей. Я по ней скучаю. В семье я нормальный человек, даже полы мою. Хотя я - человек увлекающийся, так что, если начну мыть, так мою и мою. А еще обожаю шить, меня это успокаивает. Знаете, так в психбольнице пациентов успокаивают, – сказала Рената, снова вызвав смех в зале.

– Кто больше всего повлиял на ваше становление как личности?
– Я не создаю кумира и вам тоже не советую этого делать. Учиться надо у всех понемногу, сохраняя при этом себя, свою самобытность, не разрешать себя подавлять. Многому я, конечно, научилась у Киры Муратовой. Она - величайший режиссер. Я научилась у нее смелости идти вперед к своей цели. У Земфиры я научилась идти против всех, зная, что ты прав, и потом оказываться действительно правой.

«Я не сдерживала свое безумие»

– Как вы создаете свои фильмы? По вдохновению или придерживаетесь каких-то законов?
– Конечно, я придерживаюсь некоторых законов, по которым строится кино, но главное для меня, что все должно быть наполнено внутренней энергией, движением. В моем новом фильме «Последняя сказка Риты», который является полностью независимым проектом – я снимаю его на свои деньги, я совершенно «отпустила» себя, не сдерживала свое безумие. Этот фильм о том, как некие сущности прилетают на землю и выбирают красивые души, которые умеют любить. Так что… К чему я все это веду? – вдруг задумалась Рената. – А какой вопрос-то был?

– У нас в якутском кино очень слабые сценарии…
– На самом деле слабые сценарии везде, даже в Голливуде и по всему миру. Я пишу сама, придерживаясь определенных правил.

— По какому принципу вы выбираете режиссеров и роли? Кто ваш любимый режиссер?
– Я не работаю с теми, чьи картины мне не нравятся. Такие фильмы, которые посмотришь, а потом такая депрессия наваливается. И думаешь, то ли выпить, то ли головой стукнуться обо что-то, или умереть сразу. Мне не нравятся картины, где всегда и все заканчивается смертью. Должна оставаться какая-то надежда.

«Ваш «Кочегар» меня потряс»

– Вы же в составе жюри фестиваля, что вы слышали о якутском кино?
– Я пока еще не смотрела фильмы-номинанты, но видела фильм Леши Балабанова «Кочегар», где снимается ваш актер Михаил Скрябин. Он просто потрясающий актер, весь фильм держится на нем одном. У него такая энергия.

– А вы бы снялись в фильме с национальным колоритом?
– Это было бы прекрасно. С большим удовольствием! Я очень хорошо отношусь к национальному колориту, мне очень жаль, что не снимают сказки, например, русские народные…

– Что вы думаете о скандале с выдвижением фильма Никиты Михалкова на «Оскар»?
– Я не видела вторую картину, смотрела только первую. Наверно, проблема в том, что в экспертный совет нужно было включить людей не из ближнего круга Михалкова. Тогда бы решение было не такое уязвимое.

«Что вы знаете о якутском эпосе?»

Не все вопросы были корректными. Например, вызвала недоумение попытка пристыдить Ренату незнанием якутских писателей и эпоса Олонхо. Понятно было, что московская гостья вряд ли имеет представление о якутской литературе.

Но Рената не смутилась и мигом парировала:
– А какие эпосы читали вы? Каких якутских авторов вы знаете? – чем поставила журналистку в ступор.

– Я не могу перечислить, их слишком много, – попыталась отвертеться корреспондентка под смех в зале. – Ну, например, Виктория Габышева, журналист и писатель.
– Она, наверно, ваша подруга, да? Вы тоже журналист? – окончательно добила ее Литвинова.

– Как вы относитесь к пародиям на себя Максима Галкина?
– Честно, надоело уже. Попросила его поискать другой объект для своих пародий. Наверно, меня очень легко пародировать. Изменить голос, вставить перо в голову, выучить пару жестов.

Последний вопрос снова задала «фанатка номер один» Надежда, которая объяснила свое поведение «совершенным обалдением» от близости кумира. Она предложила провести показ фильмов Ренаты Литвиновой в одном из кинотеатров города и выразила желание увидеть, как Рената пройдет по красной дорожке Каннского фестиваля, номинированная на лучшую женскую роль.
Завершился вечер показом трейлера к новой режиссерской работе Ренаты Литвиновой – художественному фильму «Последняя сказка Риты». Фильм, как уверяет автор, будет окончательно готов через месяц-полтора.

К Ренате рвутся поклонники
Сюзанна Ооржак получает приз


Якутский фильм едет в Торонто
Фильм Сергея Потапова «Тыал баарын тухары» («Покуда будет ветер»), победивший на республиканском кинофестивале «Кино Арктики», поедет в Канаду на кинофестиваль «Made in native». Об этом рассказал генеральный продюсер фильма и директор «Синема-Центра» Матвей Торговкин.

По словам Матвея Торговкина, этот кинофестиваль проводится для коренных народов мира в Торонто с 19 по 23 октября.

– Мы выслали организаторам наш фильм в качестве заявки на участие. Он им понравился, и они пригласили нас в Торонто. Причем, предложили нам только оплатить проезд, а остальное берут на себя, – рассказал Торговкин.

У поездки в Торонто, помимо шансов на победу в фестивале, есть две цели.

– Во-первых, я хочу оценить, насколько продаваемо наше якутское кино в мире. Совершенно ясно, что в России его продать очень сложно. Например, человек из Рязани смотреть «Кэскил» явно не будет. Слишком специфичный юмор. Они не поймут наши приколы, это чисто «местечковое» кино.

Вторая цель, как объясняет директор кинотеатра «Синема-Центр», показать, что есть такое место, как республика Якутия.

– Представьте, что они даже не знают о существовании нашей республики. Я был в шоке. Поэтому мы также готовим презентационный фильм о Якутии, который расскажет о нашей родине.

Что касается шансов фильма на победу, то тут Матвей Торговкин настроен оптимистично.

– Нас поставили на последний день фестиваля. Это хороший знак, потому что обычно в конец ставят фаворитов, – заметил он. – Но даже если мы не выиграем, все равно это будет большой опыт. Я всегда говорил, что для якутского кинематографа будет лучше пробиваться на международный рынок, чем на российский.

В любом случае, считает Матвей Торговкин, все остальные увидят и узнают о Якутии и фильмах, которые она снимает.

– Среди коренных народов не принято снимать игровое кино. Документальных фильмов, как кто-то делает тату или охотится, полно, а художественных никто не снимает. Они же все воспитаны на Голливуде, своих художественных фильмов нет.


Где построят новый кинотеатр?
В деле о строительстве мультимедийного центра в рамках проекта «Киносити» появились новые подробности. В одном из прошлых номеров «ЭС» писала о причинах задержек начала стройки. Пользуясь приездом гостей на кинофестиваль, мы поинтересовались судьбой пятизального кинотеатра.

Напомню, проект «Киносити» создан совместными усилиями Эдуарда Пичугина, Федора Бондарчука и петербургского продюсера Сергея Сельянова. Это федеральная сеть кинотеатров, которые предполагается построить в городах с населением менее 400 тысяч жителей, инвестировав в проект около 10 миллиардов рублей. Всего в ближайшие четыре года планируется построить 122 таких кинотеатра. Предполагалось, что новый мультимедийный центр будет строиться в районе улиц Богатырева и Губина.

Тогда заместитель генерального директора ООО «КиноСити» по вопросам регионального развития Валерий Карпов объяснил задержку строительства несвоевременной сдачей всех документов и коротким строительным сезоном в Якутске.

Сейчас он подтверждает, что строительство начнется в 2012 году, когда будут собраны все необходимые документы по земле и получено разрешение на строительство.

– В марте мы уже хотим приступить к работам. Постройка нового кинотеатра будет идти примерно 10-12 месяцев, а должна закончиться к началу 2013 года. Сложность в том, что у вас очень короткий строительный сезон.

Впрочем, как оказалось, есть и другие проблемы. По словам заместителя главы города Игоря Никифорова, на выбранный участок претендует и Театр эстрады.

В целом, по словам замглавы, картина вырисовывается такая. Указом президента Театр эстрады, который находится на Каландаришвили, должен освободить занимаемое помещение (его займет якутская православная епархия). Так как свободного места в городе мало, предполагалось, что Театр эстрады займет участок в районе улиц Богатырева и Губина, на который претендует и мультимедийный центр «Киносити».

Таким образом, получился бы своеобразный комбинированный культурный центр, вроде как попытка убить двух зайцев сразу. При этом республика сэкономит деньги под новое помещение, потратившись только на административную пристройку.

Но такое решение не понравилось ни Театру эстрады, ни руководству «Киносити». Дело застопорилось.

– В данное время мы ждем решения руководства республики. Тут возможно два варианта: либо Театр эстрады занимает этот участок, и тогда придется искать новое место под кинотеатр, либо, наоборот, на этом участке строится мультимедийный центр, а значит, что придется искать новое место для Театра эстрады, – заключил Игорь Германович.

Также он заметил, что нужно учитывать специфику разных заведений. Посещаемость нового мультимедийного центра естественно будет в разы больше, нежели Театра эстрады. Соответственно, нужно определить, что место для парковки мультимедийного центра должно быть больше.

– Вполне возможно, что центр будет не пяти-, а четырехзальный, если не хватит места, – добавил Игорь Германович.

Кроме того удалось узнать, что под кинотеатр «Киносити» предлагались места на 203-м микрорайоне и в районе «Олонхолэнда» возле ипподрома. Но эти места в «Киносити» отвергли как бесперспективные и далекие от центра города.

Победители фестиваля «Кино Арктики»
Лучший анимационный фильм

«Карась-комар», режиссер Роберт Лабидас, продюсер Алексей Романов.

Документальный фильм

Лучший документальный фильм
- «Гимн отъезжающих», режиссер Сергей Зверев, продюсер Алексей Романов.

Лучшая работа режиссера в документальном фильме
- «Чтобы бегать за солнцем» режиссер Николай Павлов.

Специальный приз жюри «Документальный фильм»
- «Кебуергэ сахалар» (На ковер выходят якутские борцы!), режиссер Ньургун Торговкин, продюсер Олег Марков.

Игровое кино

Лучший игровой короткометражный фильм
- «Утум» («Мастерство»), продюсер Прокопий Ноговицын, режиссер Михаил Васильев.
Лучшая режиссерская работа в игровом короткометражном фильме
- «Буор Кут» («Дух земли»), режиссер Прокопий Ноговицын.

Лучший игровой полнометражный фильм
- «Тыал баарын тухары…» («Покуда будет ветер…»), продюсер Матвей Торговкин, режиссер Сергей Потапов.

Лучшая работа режиссера в игровом полнометражном фильме
- «Сурэхпэр до5отторум бука бары» («В моем сердце мои друзья»), режиссеры Ньургун Торговкин, Альберт Габышев.

Лучшая работа оператора в игровом полнометражном фильме
- Семен Аманатов.

Лучшая работа звукорежиссера в игровом полнометражном фильме
- Иннокентий Сивцев.

Лучшая женская роль в игровом полнометражном фильме
- Александра Соловьева, фильм «Покидая благоухающую гавань».

Лучшая мужская роль в игровом полнометражном фильме
- Михаил Борисов, фильм «Кэскил 2. Матч реванш».

Специальный приз жюри «Игровой полнометражный фильм»
- «Кыраммыт кырдьык» («Проклятая правда»), продюсер Павел Пермяков, режиссер Екатерина Бочкарева.

Специальный приз жюри «Игровой полнометражный фильм»
- «Покидая благоухающую гавань», продюсер Марианна Скрыбыкина, режиссер Сюзанна Ооржак

Количество показов: 1386
Выпуск:  Выпуск № 75 от 30.09.2011 г.
Комментарии