24.07.2012 | 16:39

Церковь, которую потеряли

Корреспонденту "ЭС" удалось найти храм, ранее считавшийся утерянным.
Церковь, которую потеряли
Автор: EXO-YKT

- Мы деревянную церковь нашли, ранее утерянную, поедешь с нами? - с ходу заинтриговал меня журналист Александр Дьяконов.

Церковь это вам не ключи, не кошелек и даже не память, которую тоже при определенных обстоятельствах можно потерять. Лично я не представлял, как это потерять, а потом найти целую церковь.

Как из храма сделали амбар


Дьяконов ввел в меня в курс дела:
- 1 декабря далекого 1884 года на урочище Аллахъ (сегодня это местность между современными селами Бологур и Покровка Амгинского улуса) епископ Якутский и Вилюйский Иаков освятил новую, только что построенную Бологурскую Николаевскую церковь. Церковь, как водилось в те времена, построили на средства прихожан, то есть на сбережения православного люда 3-го Бологурского наслега Батурусского улуса. Сама церковь была заложена на основании еще более древней, построенной в 1866 году часовни. Видимо, небольшая часовня не справлялась с потоком верующих, и люди решили построить здание побольше.

XX век стал временем тяжелых испытаний для всей Якутской епархии. На 1917 год в Якутии действовали более 330 православных храмов, службы вели более 50 священнослужителей. В годы советской власти все православные храмы были насильно разрушены и закрыты.

Бологурскую Николаевскую церковь закрыли в 1920 году, священнослужителей разогнали, а добротно сколоченное здание церкви приспособили под склад. В церковных помещениях хранили зерно и прочие материальные ценности. За семьдесят с лишним лет советской власти выросли и ушли на погост целые поколения. К тому времени, когда Советский Союз развалился, в самих Покровке и Бологуре остались считанные люди, которые знали, какой духовной святыней на самом деле был еще крепкий старый совхозный амбар. Старики, в голове которых перемешалось язычество и православие, и даже кое-кто из руководства совхоза тайком приходили к складу покормить духов предков, кто-то просил здоровья и благополучия для детей, а кто - хорошей погоды и богатого урожая.

Загадочное исчезновение


В начале 1990-х годов некий предприниматель, разглядев наметанным взглядом в брошенном здании следы старинного зодчества и скорее всего не подозревая, что это не что иное, как церковь, выкупил за копеечную сумму пустующее здание, разобрал и увез в неизвестном для жителей Покровки и Бологура направлении.

Перенес он его не так далеко – в другой поселок того же Амгинского улуса, на берег Амги почти напротив поселка Чакыр-2. Здесь на высоком живописном холме бизнесмен устроил туристический комплекс «Сардаана». Создать туристическую мекку у него не получилось, дело ограничилось несколькими летними кемпингами со столовой посреди лагеря, а после и вовсе как не приносящее дохода затихло. Многие горожане, выезжающие отдохнуть и порыбачить на Амгу, вспомнят эту турбазу. И старое здание, обустроенное под столовую и дискотеку.

- Я давно обратил внимание на него, - рассказывает Александр Дьяконов. - Ну, явно памятник старины, и не менее чем позапрошлый век, все об этом говорит. А что это за здание, откуда оно, из местных никто ничего определенного не знал. Привезли, говорят, поставили лет двадцать назад, стоит, да стоит. То, что оно похоже на церковь в ее нынешнем состоянии может признать не каждый знаток деревянного зодчества. И загадка эта у меня прямо занозой осталась, все не давала покоя. Начал искать людей, интересоваться, кто ее привез и собирал, откуда. Так узнал о Николаевке, мол, там ее разбирали. Во время одной из поездок стал целенаправленно искать место, где она прежде стояла. И наткнулся на старинный оклад. Местные интеллигенты, знатоки своего края, подтвердили, что здесь когда-то стояла церковь, а в один день таинственным образом исчезла.

Долг краеведа


Дальше - дело техники. В Якутске есть уникальный человек, исследователь истории Русской православной церкви в Якутии, кандидат исторических наук Инна Юрганова. Она в свое время написала серьезный научный труд, просто библию краеведов, книгу «Церкви Якутии». В одной из ее частей историк приводит сведения обо всех церквях и часовнях, имевших место быть в нашей республике. К ней я и пошел. Мы обстоятельно поговорили с Инной Игоревной. Я ей рассказал о своей загадке, она подняла документы и подтвердила, что на том месте стояла именно Бологурская Николаевская церковь. И что этот памятник духовной культуры и деревянного зодчества на сей день считается безвозвратно утраченным…

По информации Юргановой, в церкви нес службу один состав причта, получавший жалование и ругу (по штату 1884 года). В пользовании священнослужителей находилась церковная земля в размере 40 десятин (на урочищах Кюр-Кёлюн-онно в 3-м Бологурском наслеге и Хохур-тёрдё в 1-м Нахарском наслеге) и дома для проживания, построенные прихожанами. Церковь выполняла не только духовную роль, но и просветительскую. В августе 1900 года при церкви открыли церковно-приходское попечительство, в сентябре 1907 года - народную школу Министерства просвещения.

Прихожанами Бологурского прихода являлись крестьяне Новопокровского и Амгинского селений Батурусского улуса и жители 1-го (Верхнебологурский), 2-го и 3-го Бологурского наслегов, а также Амгинского наслега Восточно-Кангаласского улуса и тунгусы Кангаласских родов – 2-го и 3го Беллетских, Буягырского, Нюкагырского, 1-го Сологонского и 1-го Бытальского родов – всего 2424 человека (по данным 1911 года), проживавшие в верховьях реки Амга.

Получается, что мы нашли утерянную ранее церковь, и долг краеведов поставить на этом месте памятную доску, чтобы люди знали, что это за здание, и проявляли к нему должное уважение. А уж что с этой церковью делать – это самим людям решать. Кстати, для чакырцев ценность этой церкви невелика, ведь они исконно были приписаны к другому храму. А вот для жителей близлежащих сел, чьи поколения крестились и отпевались в этом храме, это, безусловно, знаковая находка.

Бесы одолели…


Компания в этноэкспедицию должна была отправиться знатная. Я, Александр и еще три товарища, не равнодушных к родной истории. Естественно, все знали о цели поездки. И говорили друг другу: «На святое, богоугодное дело идем…».

Но перед самым отъездом началась странная, чуть ли не мистическая полоса. Одолели нас бесы. Началось с того, что у одного из спутников сломалась машина, и он не доехал до Якутска. Второй товарищ копал на даче грядки, сорвал спину и слег. А жене третьего в ночь перед поездкой приснился кошмар – старинная церковь, мертвецы и воющие приведения… Она поставила ультиматум супругу – поедешь в Амгу только через мой труп! В общем, отправились в экспедицию мы вдвоем, два атеиста-журналиста.

В Чакыр-2 приехали поздней ночью, нас встретил старый добрый приятель. Мы сели в летнем балагане и, коротая ночь за чашкой чая, принялись разговаривать о том, о сем, перейдя вдруг на страшные байки… Лучше всего они удавались хозяину.

Мол, сам Чакыр стоит на опасном месте, на геомагнитном разломе. В старину на месте, где стоит поселок, устраивали свои тайные сходки шаманы, решали свои темные и светлые потусторонние дела. Спорили, кто сильней, а проигравших хоронили здесь же. Потому до сих пор в деревне происходят странные вещи. Вот, например, вчера вышел сосед утром во двор, у него там корова была привязана к столбу. Глядь, а животное все в пене, на боку нет куска кожи формой ровно в квадрат, размером с картину. И вокруг ни единого следа. Черти приходили, пришлых искали.

- А по коже смотрели портрет, чтобы не перепутать, - многозначительно посмотрев на нас, закончил рассказ чакырец. Выходить на улицу «до ветру», почему-то решительно расхотелось.

Утром мы, гуляя по поселку, нанесли визит к хорошему человеку, другу Александра Дьяконова, местному ветврачу Николаю. Тот посадил нас за стол, потчевал взбитыми сливками. Рассказывал, спрашивал о городских новостях. А я ему в лоб: «Что за нечистая сила в поселке гуляет?» Тот от души посмеялся и рассказал, что дом у владельца коровы стоит как раз на краю деревни, чуть ли не вплотную к тайге. Дикого зверья после пожаров к поселку нагнало немало, вот и пришел ночью медведь. Видно хотел корову в лес отогнать, да там задрать, а она к столбу привязана. Медведь ее гонял, гонял, а она далеко не убегает, вот и саданул от ярости по боку, содрал когтями кожу.

Николай же любезно взялся сопроводить нас до церкви. На лодке мы поплыли на другую сторону Амги. И вот – на высоком берегу, обрамленное солнечными ручьями появилось деревянное строение, в чьем силуэте отчетливо угадывались очертания старинной церкви. Забытая людьми, оскверненная советской властью и не чтимая новыми поколениями россиян, но все еще крепкая, она стоит над рекой, стойко храня память о многих поколениях амгинцев.

Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Руководитель  региональной «Горячей линии» 122 разъяснила права жен военнослужащих
Город | 1 день назад
Руководитель региональной «Горячей линии» 122 разъяснила права жен военнослужащих
Статус у официальных жен, бывших и гражданских жен может сильно различаться, так как законодательно закреплено что супруги - это лица у которых брак на дату запроса или события зарегистрирован органами ЗАГС России.