Церковь, которую потеряли

23.09.2011 
Количество показов: 784
Корреспонденту "ЭС" удалось найти храм, ранее считавшийся утерянным.
- Мы деревянную церковь нашли, ранее утерянную, поедешь с нами? - с ходу заинтриговал меня журналист Александр Дьяконов.

Церковь это вам не ключи, не кошелек и даже не память, которую тоже при определенных обстоятельствах можно потерять. Лично я не представлял, как это потерять, а потом найти целую церковь.

Как из храма сделали амбар

Дьяконов ввел в меня в курс дела:
- 1 декабря далекого 1884 года на урочище Аллахъ (сегодня это местность между современными селами Бологур и Покровка Амгинского улуса) епископ Якутский и Вилюйский Иаков освятил новую, только что построенную Бологурскую Николаевскую церковь. Церковь, как водилось в те времена, построили на средства прихожан, то есть на сбережения православного люда 3-го Бологурского наслега Батурусского улуса. Сама церковь была заложена на основании еще более древней, построенной в 1866 году часовни. Видимо, небольшая часовня не справлялась с потоком верующих, и люди решили построить здание побольше.

XX век стал временем тяжелых испытаний для всей Якутской епархии. На 1917 год в Якутии действовали более 330 православных храмов, службы вели более 50 священнослужителей. В годы советской власти все православные храмы были насильно разрушены и закрыты.

Бологурскую Николаевскую церковь закрыли в 1920 году, священнослужителей разогнали, а добротно сколоченное здание церкви приспособили под склад. В церковных помещениях хранили зерно и прочие материальные ценности. За семьдесят с лишним лет советской власти выросли и ушли на погост целые поколения. К тому времени, когда Советский Союз развалился, в самих Покровке и Бологуре остались считанные люди, которые знали, какой духовной святыней на самом деле был еще крепкий старый совхозный амбар. Старики, в голове которых перемешалось язычество и православие, и даже кое-кто из руководства совхоза тайком приходили к складу покормить духов предков, кто-то просил здоровья и благополучия для детей, а кто - хорошей погоды и богатого урожая.

Загадочное исчезновение

В начале 1990-х годов некий предприниматель, разглядев наметанным взглядом в брошенном здании следы старинного зодчества и скорее всего не подозревая, что это не что иное, как церковь, выкупил за копеечную сумму пустующее здание, разобрал и увез в неизвестном для жителей Покровки и Бологура направлении.

Перенес он его не так далеко – в другой поселок того же Амгинского улуса, на берег Амги почти напротив поселка Чакыр-2. Здесь на высоком живописном холме бизнесмен устроил туристический комплекс «Сардаана». Создать туристическую мекку у него не получилось, дело ограничилось несколькими летними кемпингами со столовой посреди лагеря, а после и вовсе как не приносящее дохода затихло. Многие горожане, выезжающие отдохнуть и порыбачить на Амгу, вспомнят эту турбазу. И старое здание, обустроенное под столовую и дискотеку.

- Я давно обратил внимание на него, - рассказывает Александр Дьяконов. - Ну, явно памятник старины, и не менее чем позапрошлый век, все об этом говорит. А что это за здание, откуда оно, из местных никто ничего определенного не знал. Привезли, говорят, поставили лет двадцать назад, стоит, да стоит. То, что оно похоже на церковь в ее нынешнем состоянии может признать не каждый знаток деревянного зодчества. И загадка эта у меня прямо занозой осталась, все не давала покоя. Начал искать людей, интересоваться, кто ее привез и собирал, откуда. Так узнал о Николаевке, мол, там ее разбирали. Во время одной из поездок стал целенаправленно искать место, где она прежде стояла. И наткнулся на старинный оклад. Местные интеллигенты, знатоки своего края, подтвердили, что здесь когда-то стояла церковь, а в один день таинственным образом исчезла.

Долг краеведа

Дальше - дело техники. В Якутске есть уникальный человек, исследователь истории Русской православной церкви в Якутии, кандидат исторических наук Инна Юрганова. Она в свое время написала серьезный научный труд, просто библию краеведов, книгу «Церкви Якутии». В одной из ее частей историк приводит сведения обо всех церквях и часовнях, имевших место быть в нашей республике. К ней я и пошел. Мы обстоятельно поговорили с Инной Игоревной. Я ей рассказал о своей загадке, она подняла документы и подтвердила, что на том месте стояла именно Бологурская Николаевская церковь. И что этот памятник духовной культуры и деревянного зодчества на сей день считается безвозвратно утраченным…

По информации Юргановой, в церкви нес службу один состав причта, получавший жалование и ругу (по штату 1884 года). В пользовании священнослужителей находилась церковная земля в размере 40 десятин (на урочищах Кюр-Кёлюн-онно в 3-м Бологурском наслеге и Хохур-тёрдё в 1-м Нахарском наслеге) и дома для проживания, построенные прихожанами. Церковь выполняла не только духовную роль, но и просветительскую. В августе 1900 года при церкви открыли церковно-приходское попечительство, в сентябре 1907 года - народную школу Министерства просвещения.

Прихожанами Бологурского прихода являлись крестьяне Новопокровского и Амгинского селений Батурусского улуса и жители 1-го (Верхнебологурский), 2-го и 3-го Бологурского наслегов, а также Амгинского наслега Восточно-Кангаласского улуса и тунгусы Кангаласских родов – 2-го и 3го Беллетских, Буягырского, Нюкагырского, 1-го Сологонского и 1-го Бытальского родов – всего 2424 человека (по данным 1911 года), проживавшие в верховьях реки Амга.

Получается, что мы нашли утерянную ранее церковь, и долг краеведов поставить на этом месте памятную доску, чтобы люди знали, что это за здание, и проявляли к нему должное уважение. А уж что с этой церковью делать – это самим людям решать. Кстати, для чакырцев ценность этой церкви невелика, ведь они исконно были приписаны к другому храму. А вот для жителей близлежащих сел, чьи поколения крестились и отпевались в этом храме, это, безусловно, знаковая находка.

Бесы одолели…

Компания в этноэкспедицию должна была отправиться знатная. Я, Александр и еще три товарища, не равнодушных к родной истории. Естественно, все знали о цели поездки. И говорили друг другу: «На святое, богоугодное дело идем…».

Но перед самым отъездом началась странная, чуть ли не мистическая полоса. Одолели нас бесы. Началось с того, что у одного из спутников сломалась машина, и он не доехал до Якутска. Второй товарищ копал на даче грядки, сорвал спину и слег. А жене третьего в ночь перед поездкой приснился кошмар – старинная церковь, мертвецы и воющие приведения… Она поставила ультиматум супругу – поедешь в Амгу только через мой труп! В общем, отправились в экспедицию мы вдвоем, два атеиста-журналиста.

В Чакыр-2 приехали поздней ночью, нас встретил старый добрый приятель. Мы сели в летнем балагане и, коротая ночь за чашкой чая, принялись разговаривать о том, о сем, перейдя вдруг на страшные байки… Лучше всего они удавались хозяину.

Мол, сам Чакыр стоит на опасном месте, на геомагнитном разломе. В старину на месте, где стоит поселок, устраивали свои тайные сходки шаманы, решали свои темные и светлые потусторонние дела. Спорили, кто сильней, а проигравших хоронили здесь же. Потому до сих пор в деревне происходят странные вещи. Вот, например, вчера вышел сосед утром во двор, у него там корова была привязана к столбу. Глядь, а животное все в пене, на боку нет куска кожи формой ровно в квадрат, размером с картину. И вокруг ни единого следа. Черти приходили, пришлых искали.

- А по коже смотрели портрет, чтобы не перепутать, - многозначительно посмотрев на нас, закончил рассказ чакырец. Выходить на улицу «до ветру», почему-то решительно расхотелось.

Утром мы, гуляя по поселку, нанесли визит к хорошему человеку, другу Александра Дьяконова, местному ветврачу Николаю. Тот посадил нас за стол, потчевал взбитыми сливками. Рассказывал, спрашивал о городских новостях. А я ему в лоб: «Что за нечистая сила в поселке гуляет?» Тот от души посмеялся и рассказал, что дом у владельца коровы стоит как раз на краю деревни, чуть ли не вплотную к тайге. Дикого зверья после пожаров к поселку нагнало немало, вот и пришел ночью медведь. Видно хотел корову в лес отогнать, да там задрать, а она к столбу привязана. Медведь ее гонял, гонял, а она далеко не убегает, вот и саданул от ярости по боку, содрал когтями кожу.

Николай же любезно взялся сопроводить нас до церкви. На лодке мы поплыли на другую сторону Амги. И вот – на высоком берегу, обрамленное солнечными ручьями появилось деревянное строение, в чьем силуэте отчетливо угадывались очертания старинной церкви. Забытая людьми, оскверненная советской властью и не чтимая новыми поколениями россиян, но все еще крепкая, она стоит над рекой, стойко храня память о многих поколениях амгинцев.
Количество показов: 784
Выпуск:  Выпуск № 73 от 23.09.2011 г.
Комментарии