"Коммуналку" - под народный контроль

22.08.2011 
Количество показов: 2261
16 августа в ДП-1 вице-премьер правительства Павел Маринычев собрал совещание по вопросу «Качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг населению города Якутска».
На совещание были приглашены члены Межведомственной рабочей комиссии по разработке Плана действия по повышению качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг в Якутске.

Напомним, что сама комиссия была создана зампредом Павлом Маринычевым во исполнение распоряжения президента республики № 788-А1 от 30 июля 2011 г. И данное совещание было первым. В состав образованной комиссии вошли глава Якутска Юрий Заболев, главный жилищный инспектор республики Владимир Борятинский, руководитель управления Роспотребнадзора Маргарита Игнатьева, зампредседателя Госкомцен-РЭК Наталья Чукавина, депутаты парламента, журналисты, представители ТСЖ, УК, общественности и другие лица.

ЖКХ без прикрас

Что на сегодня представляет «коммуналка» Якутска, собравшимся довольно подробно рассказал министр ЖКХ и энергетики РС(Я) Александр Антоненко. Сразу скажу, человек этот – неповторимый мастер докладов. По крайней мере других таких я не видел. Потому что доклад любого регионального министра ЖКХ по проблемам его отрасли это просто горестное самобичевание. Но не у министра Якутии. И не потому, что он хвалит свою сферу работы. Просто наш министр говорит со скоростью стреляющего пулемета, и если у пулемета есть лимит патронов, то, складывается такое впечатление, что у Александра Анатольевича ни слова, ни цифры не заканчиваются. И говорит он так быстро и непонятно, что после того как останавливается, в памяти у слушателей практически ничего не остается.

Впрочем, по порядку. Министр в начале речи привел процент износа многоквартирных домов города – 49%. По логике вещей это как стакан – то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст. Но с другой стороны, следует понимать, что это усредненная цифра и значит, что на фоне многочисленных новостроек в Якутске имеются дома с износом в 80%, 90% и даже 100%. Такие, в которых человеку жить нельзя.

Говоря о структуре жилищно-коммунального хозяйства города, состоящей из таких муниципальных учреждений как Департамент ЖКХ и Энергетики, Служба эксплуатации городского хозяйства (СЭГХ) и Единая диспетчерская служба (ЕДДС), а также управляющих компаний, которые занимаются непосредственно эксплуатацией домов, вывозом мусора, уборкой улиц, территорий и прочим, Антоненко высказал мысль, что, на его взгляд, это слишком громоздкая структура, которую он предлагает пересмотреть. Министр многозначительно добавил, мол, это будет отдельная тема… Правда, в чем заключается реорганизация городской системы, он уточнять не стал.

Вторые сверху и предпоследние снизу

По оплате жилищно-коммунальных услуг, сообщил Александр Анатольевич, в целом по Дальневосточному федеральному округу Якутия находится на благополучном втором месте. Но при этом, докладчик отметил, окупаемость сферы ЖКХ составляет около 30%, и хуже нашей республики живут только жители Чукотского автономного округа с 22% окупаемости, и несколько лучше в Магаданской области, где этот показатель равен 39%.

Вы знаете, пугал присутствующих Антоненко, что федеральный центр уже несколько лет ставит вопрос о 100-процентной окупаемости жилищно-коммунальных услуг. Притом, что в данное время в среднем домохозяйства платят за ЖКУ сумму в 5190 рублей, мы эту плату должны повысить в три раза. На сегодня это нереально. Тем более, что даже эту сумму население в полном объеме не выплачивает. Задолженность по жилищно-коммунальным услугам в городе Якутске на сегодняшний день равняется трем месяцам и в общем суммарно составляет 1 миллиард 440 миллионов рублей.

По данным ЕДДС, в текущем году граждане жаловались на качество предоставляемых услуг в два раза меньше нежели в прошлом, 2010 году, когда с претензиями на качество оказываемых УК и ТСЖ жилищных услуг обратились 1279 граждан.

Рассказывая о проблемах качества услуг в сфере ЖКХ, Александр Анатольевич признал четыре факта. Первый – несоответствие температурного режима в системе отопления в жилых домах. Второй – несоответствие качества воды питьевой, которую поставляют системы водоснабжения города. Третий – перебои подачи воды в отдельные микрорайоны. И последний – тупиковая система холодного и горячего водоснабжения.

Выскажу крамольную мысль, что на самом деле проблем больше. Гораздо больше. Но даже при наличии только этих четырех происходи такое в какой-нибудь японской префектуре, японскому министру пришлось бы прилюдно сделать харакири, прямо здесь же, на совещании…

За все спросит народный контроль

Впрочем, о других проблемах Антоненко молчать тоже не стал. Среди таковых он отметил проблему неплатежей, низкую квалификацию работников сферы ЖКХ, невысокое качество жилищно-коммунальных услуг. Нужно пересматривать такое отношение, заверил докладчик.

Посетовал он на отсутствие прозрачности в деятельности организаций, управляющих жилыми домами. После длинного спича Антоненко сделал в полсекунды паузу и решил-таки прояснить, для чего здесь все собрались:
- Президент Егор Борисов поставил перед нами задачу повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Потому мы предлагаем сегодня в рамках нашего совещания создать постоянно действующий общественный совет и в рамках уже действия уполномоченного органа действовать дальше!

Общественный совет, о котором говорил Антоненко, как понял корреспондент «ЭС», представляет собой некое подобие давно забытого народного контроля времен перестройки и гласности. В общественный совет, помимо представителей властных структур, будут привлечены представители СМИ, городских управ, управляющих компаний, ТСЖ и старосты домов. Оных пригласили на совещание, а одного из присутствующих журналистов – замредактора газеты «Якутск вечерний» Виталия Обедина – даже попросили пересесть с места для прессы за круглый стол поближе к участникам совещания.

Три вопроса Марины Банщиковой

Свой доклад министр ЖКХ закончил дежурным: «У кого есть вопросы?». Старосты домов, всегда имеющие вопросы, которые некому задавать, восприняли последнее предложение как небесный дар.

С места поднялась староста дома 40/2 по ул.Каландаришвили, пенсионер Марина Банщикова.

- У меня вопросы короткие, - воодушевилась Марина Иннокентьевна. - Первый – почему кассовый сбор при оплате за «коммуналку» берут во всем городе, но никто отменить его не может? Мы ведь когда хлеб покупаем, платим только за хлеб, правильно?

Второй вопрос – почему не принимаются меры к хозяевам, которые пускают арендаторов? Они нарушают правила общежития, у них задолженность за коммунальные услуги, а участковые не принимают никаких мер. К тому же сейчас идет ремонт – и никого собрать нельзя – ни арендаторов, ни хозяев квартир.

Третий вопрос – почему за коридорное освещение берут по метражу с квартиры? И почему плату за мусор берут тоже с учетом площади квартиры, а не с человека?

Но получить ответы на наболевшие и насущные вопросы от министра Марине Банщиковой не удалось. Павел Маринычев пресек ее попытку, усадив министра, и взял разговор в свои руки. Между ними состоялся классический диалог ни о чем.

Павел Маринычев: «Спасибо за вопросы. Те вопросы, которые вы поставили, это, на самом деле, те задачи, которые мы должны включить в наш план и механизм по реализации этих проблем. Вы эти постановочные вопросы передали министерству или сейчас сюда принесли?».

Марина Банщикова: «Я ходила везде, но это было два года назад, и я везде была со всеми этими вопросами. Ответ один и тот же – мы подчиняемся тарифу, разработанному правительством».

П.М.: «Ну понятно. Сейчас рабочей группе передавайте, давайте назначим лицо, которое будет принимать все предложения – Андреев Алексей Андреевич. Хорошо? Может, сделаем рабочую группу? Будем тщательно прорабатывать вопросы. Некоторые вопросы быстро решаются, некоторые долго…».

На этом тема была закрыта, а вспыхнувший было энтузиазм старост угас, так и не разгоревшись. Не исключено, что такими темпами любознательность Марины Иннокентьевны не будет удовлетворена еще как минимум года два.

Портал поможет горожанам

Далее зампред перевел тему в нужное русло. И начал объяснять свое видение новой системы народного контроля за сферой ЖКХ. Мол, тот совет, о котором говорил президент и который мы предполагаем создать, будет работать на постоянной основе. И состоять в нем будут не только уважаемые законодатели, представители муниципалитетов, органов исполнительной власти, а, в основном, простые жители. Для чего? Для того чтобы возникла обратная связь между властью, поставщиками и жителями.

Ведь мы должны слушать вопросы, которые совет ставит, прорабатывать их и докладывать совету, как мы сможем или не сможем решить тот или иной вопрос. Такой формат работы нужен. Жители – это наши командиры, а мы перед ними отчитываемся, - закончил свою мысль зампред.

Далее разговор зашел о создании единого Интернет-портала по услугам ЖКХ. По словам Маринычева, идея создания такого портала заключается в том, чтобы любой житель мог зайти на специализированный сайт и в едином окне увидеть, в какой управляющей компании или ТСЖ он обслуживается, кто его поставщики услуг, узнать свой баланс по оплате услуг. А также то, насколько эффективно и по каким тарифам работает компания, какие у нее долги и прочее, вплоть до того, на что тратятся деньги. Портал будет постоянно пополняться различной информацией — законодательными актами, данными коммунальных предприятий, телефонами диспетчерских служб, адресной статистикой о задолженности населения по платежам и т.д.

Задачу создания портала Маринычев возложил на Якутск в лице участвовавшего в работе совещания главы Юрия Заболева. Вместе с ним зампред и обсудил сроки создания Интернет-портала. Юрий Вадимович определил срок начала его работы на 31 декабря 2011 года. Быстрее обеспечить поступление такого огромного массива информации от десятков управляющих компаний и ТСЖ, по его словам, практически невозможно. «В самом ближайшем будущем мы обсудим техническое задание и представим свое видение портала», - заверил он.

За что может убить автомойщик?

После обсуждения проблем электронного обеспечения горожан комиссия от виртуальной реальности перешла к суровой «бытовухе» - городским септикам. В рабочем плане комиссии стояло предложение объединить все септики под крыло единой компании, которая будет ответственна за их содержание. По этому поводу сразу же разгорелись жаркие споры, мол, стоит ли создавать предприятие-монополиста. Пыл спорщиков несколько охладил глава Якутска. По его словам, еще не факт, что найдется такая организация, которая воспылает желанием заняться септиками. К примеру, некоторое время назад город выделил определенную сумму на ремонт 30 септиков, к слову, в городе 212 только учтенных септиков, 60% из которых находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Так вот, город не смог найти ни одного подрядчика, который взялся бы за эту работу. С септиками не стали связываться даже гастарбайтеры.

Свое слово внес депутат Владимир Федоров. Предприниматель нарисовал еще более устрашающую картину. По его словам, неучтенных септиков куда больше. Отдельные септики строят частные домовладельцы, торговые центры, гаражи, автомойки. Последние, как правило, откачивают и сливают техническую воду из септиков в близлежащие водоемы. В скором времени мы получим локальную экологическую катастрофу и превратим природные водоемы в сточные химические озера, вещал парламентарий. О своей личной войне с автомойщиками, сливающими стоки прямо под жилой дом, рассказала староста из Гагаринского округа Арутюнян. Мол, она шлет жалобы во все инстанции, в том числе Роспотребнадзор, экологическую милицию, участковым и т.д., но никто не обращает на них внимания. Реагирует только хозяин автомойки… грозит убить принципиального старосту! Павел Маринычев спросил у присутствующего здесь же представителя Роспотребнадзора, почему не принимаются меры. Чиновник взял под козырек и пообещал разобраться.

P. S. Планировавшаяся на один час работы встреча растянулась аж на целых два. Разговор получился где-то сложным, но по большей части интересным и в какой-то мере даже творческим. В недельный срок члены межведомственной комиссии внесут свои предложения в проект плана мероприятий по улучшению качества оказываемых ЖКУ населению столицы республики. После утверждения он будет опубликован в средствах массовой информации.

Кстати, свои предложения сможете внести и вы, читатель. Пишите на адрес редакции.

ПОГЛЯДИМ В СЕНТЯБРЕ
«К вопросу качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых жителям Якутска, правительству республики предстоит вернуться уже скоро - в сентябре. Президент РС(Я) Егор Борисов поручил принципиально изменить подход к этой проблеме. В результате изменений в столице республики должна быть выстроена единая прозрачная система.
Для того, чтобы сделать деятельность организаций, предоставляющих коммунальные услуги, максимально прозрачной и открытой для населения, планируется создать единый Интернет-портал, а управляющие компании и ТСЖ должны обеспечить полное раскрытие информации о своей деятельности в соответствии с требованиями, утвержденными в постановлении Правительства РФ N¹731 от 23.09.2010 г. «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Количество показов: 2261
Выпуск:  Выпуск № 63 от 19.08.2011 г.
Комментарии