Старые суда реку не портят?

15.07.2011 
Количество показов: 1302
Идет массовая проверка речного транспорта.
10 июля на реке Волге пассажирское круизное судно «Булгария» перевернулось и затонуло, унеся более сотни жизней.

Всего на борту теплохода находилось, по разным данным, от 192 до 209 человек, из которых только 79 смогли спастись. Главной причиной катастрофы следствие считает техническую неисправность судна.

«ЭС» выясняла, в каком же состоянии находится наш пассажирский речной транспорт.

Старые суда на берег?

Российский речной флот имеет около 9 тысяч судов, причем большинство из них еще советской постройки. По словам представителя Объединенной судостроительной корпорации Алексея Кравченко, все они должны быть списаны в течение ближайших 7-9 лет.

– По российским внутренним водным путям на сегодняшний день ходит несколько сотен теплоходов еще советской постройки. Они все уже приближаются к черте износа, если уже не пересекли ее. С ним соглашаются и владельцы компаний, предоставляющих услуги морских пассажирских перевозок. По их мнению, пока в России в сфере речных перевозок нет конкуренции, владельцам не выгодно тратить деньги на улучшение технического состояния судна. Обсуждается даже возможность и вовсе снять с работы все старые речные суда. Правда, по мнению экспертов, возраст судна вовсе не влияет на его техническое качество. А отстранение от работы тысяч старых судов перерастет в настоящую проблему перевозки и доставки грузов в отдаленные районы.

«Лена ТурФлот »: «Работаем в прежнем режиме»

После крушения теплохода «Булгария», как это часто бывает, началась массовая проверка всего речного транспорта. Основное внимание уделяется техническому состоянию и проблемам с эксплуатацией. Мы обратились в ООО «ЛенаТурФлот», во владении которого находятся два популярных пассажирских теплохода «Демьян Бедный» и «Механик Кулибин».

Сергей Ли, заместитель генерального директора ООО «ЛенаТурФлот»:
– Обычно техническая проверка проводится до начала навигации. Проверку производит федеральное госучреждение «Российский речной регистр», а также судоходная инспекция. Они дают заключение, на основании которого можно выйти в плавание, без этого пароход просто не имеет права работать.

– В каком техническом состоянии находятся ваши теплоходы? Какого они года выпуска?
– Наши теплоходы находятся в хорошем техническом состоянии. Что касается возраста, «Демьян Бедный» датируется 1985 годом выпуска. Если учесть, что большинство российских кораблей вообще относятся к 50-60 гг. постройки, то он еще сравнительно молод. «Механик Кулибин», правда, 1955-го года, но у него тем не менее хорошее техническое состояние.

– Идут ли проверки ваших судов?
– Да, сейчас в порту проверяют все суда, хотя последняя проверка была всего месяц назад. Мы нормально к этому относимся, этого не избежать, хотя и приходится проходить все заново. Продолжаем работать в прежнем режиме.

– Что насчет безопасности на ваших теплоходах?
– Все нормативы соблюдаются. К тому же у судов есть специальные переборки, которые, даже если вода попадет внутрь, не позволят теплоходу затонуть.

– Как относитесь к тому, что хотят снять старый речной транспорт?
– Отрицательно. Тем самым Россия лишится речных перевозок, ладно, если не будет круизных туров, это как-нибудь переживем. Но стоит учесть, что тот же «Механик Кулибин» совершает социально значимые рейсы, перевозит товары в дальние районы. А новые теплоходы стоят сотни миллионов рублей, где возьмут деньги на их покупку?

«Год выпуска значения не имеет»

Светлана Вольнова, главный диспетчер ООО «Пассажирское районное управление» тоже считает, что возраст судна еще не говорит о его техническом состоянии:
– Год выпуска не имеет значения. Предложение снять старые суда с эксплуатации в корне неверно. У них техническое состояние может быть даже лучше, чем у новых. Раньше делали на века, это сейчас абы как. Сейчас идет проверка крупных судов, вместимостью более 50 человек. У нас девять судов, пять из них вместимостью свыше 50 человек. Техническое состояние у всех хорошее.

– А кто несет ответственность, если с судном что-то случается?
– Ответственность, прежде всего, на капитане. Он отвечает за все, что творится на судне. Также ответственность за техническое состояние несет компания, которая арендует теплоход. Она должна соблюдать правила эксплуатации судна.

Черные ящики для судов

После крушения «Булгарии» встал вопрос безопасности внутреннего судоходства. Стало известно, что министр МЧС РФ Сергей Шойгу предложил оборудовать судна системами контроля, как это делается на самолетах.

Обращаясь к замминистра транспорта Виктору Олерскому, глава МЧС попросил установить «системы объективного контроля, как параметрические, так и речевые» на пассажирских речных судах.

В свою очередь Виктор Олерский пообещал, что в технические регламенты будут внесены соответствующие изменения и при очередном освидетельствовании владельцев пассажирских судов обяжут установить системы контроля. На сегодняшний день такие регистраторы имеют только морские суда, построенные после 2005 года, сообщает «Интерфакс».

«Механик Кулибин» (проект 646), построен в 1955 году в Германии. Пассажировместимость теплохода - 184 человека. «Механик Кулибин» прошёл реновацию корпуса, имел построечный класс «М» (морской), то есть эксплуатируется в условиях, значительно более лёгких, чем предусмотрено его проектом. Все изменения, вносимые в проект, согласованы с контролирующими органами, сообщается на сайте ОАО «ЛОРП».
Количество показов: 1302
Выпуск:  Выпуск № 53 от 15.07.2011 г.